05.08.2013

"Зеленый дом" Франсуазы Дольто.

Зимой 1979г. в Париже открылось необычное детское учреждение - Зеленый Дом. Туда могли приходить малыши до 3-х лет и их родители. А необычным было то, что детей там совершенно ничему ни обучали, с ними только разговаривали и создавали условия для общения с другими детьми в безопасной обстановке. Придумала эту модель французский педиатр и психоаналитик Франсуаза Дольто.


В те времена отношение к маленькому ребенку очень отличалось от того, к чему привыкли мы. Многие взрослые считали, что пока малыш не научился говорить, обращаться к нему бесполезно – он слишком глуп и ничего не понимает. Сейчас мы уже знаем, что причиной многих детских болезней может быть стресс, а когда это пыталась объяснить своим коллегам-врачам Франсуаза Дольто, ее считали чудачкой и смеялись над ней. 

Однако через некоторое время стало очевидным, что эта удивительная женщина-врач смогла вылечить многих детей без лекарств – она просто разговаривала с ними. Младенцы, чье физическое состояние казалось врачам безнадежным, вдруг начинали чудесным образом хорошо есть, улыбаться и набирать вес.

Вернемся к Зеленому Дому. Заметив, что многие малыши начинают часто болеть, когда их отдают в детский сад, Франсуаза Дольто решила, что необходим промежуточный этап между семьей и детским садом, пространство, которое позволит ребенку получить первый позитивный опыт общения. 

В Зеленый Дом детей можно было привести на час или на несколько часов, единственным условием было постоянное присутствие родителей. Малыш мог быть уверен, что мама никуда не уйдет, пока он играет. 

Еще одной особенностью было то, что взрослые, которые встречали малыша в Зеленом Доме, всегда обращались именно к нему, а не только к маме, даже если ребенок еще не умел говорить.

Жизнь в любом обществе – это баланс между личной свободой и определенными ограничениями – правилами. Годовалый ребенок уже может получить такой опыт. В Зеленом Доме ребенок свободно выбирал любые игрушки, но было несколько правил: если хочешь играть с водой, нужно надеть фартук, а когда катаешься на велосипеде, нельзя переезжать красную линию. Эти правила были просты и логичны: без фартука намокнет одежда, а катание за красной линией на велосипеде опасно для других играющих детей. Так ребенок учился осознанно выполнять правила.

Свободно общаясь с детьми и взрослыми, ребенок учился находить общий язык с другими людьми. Присутствие мамы делало этот процесс особенно приятным.

Идея ранней социализации оказалась настолько эффективной, что за несколько лет во Франции открылось множество Зеленых Домов, а потом эта модель распространилась и в других странах.

В России тоже есть группы ранней социализации, работающие по принципам, предложенным Франсуазой Дольто. В Москве эта модель называется Зеленая Дверца, а у нас в Петербурге – Зеленый Остров. В сентябре в Петербурге прошла научно-практическая конференция, посвященная столетию со дня рождения Франсуазы Дольто и десятилетию работы Зеленого Острова.

Принципы, на которых строятся занятия с малышами в «Крошке Ру» безусловно, созвучны с идеями Франсуазы Дольто. Но наши занятия «Малыш+мама» сочетают сразу две модели: традиционную и группу социализации.

Группа социализации непривычна для большинства родителей, поэтому иногда первую часть занятия – организованные педагогом развивающие игры, родители воспринимают положительно, а свободную игру в игровой комнате считают пустой тратой времени. Поверьте, это не так!

Именно во время свободной деятельности в игровой комнате и происходит самое главное в социальном развитии Вашего малыша. Об этом вы можете узнать больше, прочитав статью о занятиях «Малыш+мама» на нашем сайте.

После Франсуазы Дольто многие педагоги и психологи доказали значимость свободной игры и общения с другими детьми для благополучного психического развития ребенка.

Во всем мире есть группы социализации для малышей. А в нашей стране эта модель очень тяжело приживается. Почему? Возможно, потому что у нас в педагогике традиционно был приоритет интеллектуального развития.

Родители часто считают: ничего страшного, что ребенок каждое утро плачет, когда нужно идти в детский сад, зато там он научится читать, писать и т.д., а это очень важно для его будущей жизни.

Педагоги в Европе тоже считают интеллектуальное развитие значимым, но приоритет для них – психическое благополучие ребенка.

Не так важно, научится ребенок читать в 3 года или в 5 лет. Важно помочь ребенку прожить первые годы жизни так, чтобы избежать психологических травм, которые, возможно, помешают ему быть успешным во взрослой жизни.

Незаменимый помощник в этом – группа социализации – своеобразная «прививка», которая позволяет ребенку подготовиться к жизни в человеческом обществе.

 

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!