14.08.2013

Зачем детям изучать английский язык?

Сначала давайте попытаемся ответить на вопрос: зачем вообще маленькому ребенку нужно изучать иностранный язык? Вот самые распространенные варианты ответов:
  •  для кого-либо из членов вашей семьи русский язык не родной, и вы считаете, что ребенок должен владеть вторым языком;
  •  вас беспокоит мысль, что после трех лет начинать изучать иностранный язык уже поздно;
  •  вы хотите, чтобы ребенок подготовился к обучению в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка;
  •  вы часто бываете за границей вместе с ребенком и хотите, чтобы он усвоил простые фразы на иностранном языке, необходимые для общения;
  •  у ваших знакомых ребенок начал изучать иностранный язык в возрасте 8 месяцев.
 
В зависимости от того, какой из вариантов ответа вам ближе, и нужно подходить к вопросу о времени начала изучения иностранного языка и к выбору методики. 
Как правило, если вы живете в условиях, когда все вокруг говорят на иностранном языке, усвоение ребенком второго языка происходит естественным путем, и ребенок свободно может переключаться с родного языка на другой. Таких людей, свободно владеющих двумя языками, называют билингвами (двуязычными). 

Однако было бы ошибкой считать, что в таких условиях процесс овладения языками происходит совершенно гладко и точно так же, как и у детей, которые осваивают только один язык. Поскольку сейчас достаточно часто возникают ситуации, когда люди живут не в своей родной стране, лингвисты заинтересовались тем, как происходит речевое развитие детей-билингвов. Оказывается, большинство таких детей начинает говорить гораздо позднее, чем «одноязычные» сверстники. 

Быстро осваивая простую бытовую лексику, они часто испытывают затруднения в продвижении на более высокий уровень использования языка. Стоит ли пытаться искусственно создать двуязычие? Решать вам. В любом случае, условием успешного овладения двумя языками является то, что объем речевой продукции (то есть всего того, что слышит ребенок) на обоих языках должен быть примерно одинаковым. Например, папа говорит с ребенком только на испанском языке, а мама всегда по-русски. Постепенно ребенок усваивает, что есть «папин» язык, а есть «мамин» и будет обращаться к вам именно на «вашем» языке даже не задумываясь. 

Как еще это можно создать двуязычную среду? Есть детские сады, где все занятия проводятся на иностранном языке или двумя педагогами: один говорит по-русски, другой то же самое на иностранном языке. А можно пойти по испытанному пути русских аристократов, которые приглашали к себе пожить гувернантку, говорящую с детьми только на иностранном языке. Как правило, по-русски она говорить не умела, поэтому ситуация тоже была вполне естественной, а объем речевой продукции (русской и «нерусской») был примерно одинаковым, потому что гувернантка находилась с детьми постоянно. 

Если же ваш малыш будет посещать курсы иностранного языка два раза в неделю, пусть даже их ведет носитель языка, вы вряд ли добьетесь того, чтобы два языка усваивались в одинаковом объеме. Но так ли необходимо для полноценного развития в дошкольном возрасте одинаково владеть двумя языками? 

Сторонники раннего изучения иностранных языков настаивают на том, что необходимо активно использовать способность ребенка первых трех лет жизни впитывать огромное количество информации. Действительно, в этом возрасте на основе подражания ребенок может достаточно легко воспроизводить иностранные фразы. Занятия с детьми постарше предполагают использование других механизмов. Поэтому лучше говорить не о том, что «после 3-х лет уже поздно», а о том, что «после 3-х лет нужно заниматься по-другому». Тем более, в литературе нет доказательств тому, что дети, которые начали изучать язык в возрасте до года к двенадцати годам будут чем-то отличаться в лучшую сторону от тех, кто начал изучать язык, например, в шесть лет. 

Большинство детей старше трех лет готово к изучению иностранного языка с помощью традиционных игровых методик. Что дают такие занятия ребенку? Поскольку ребенок воспринимает такие занятия не как уроки, а как интересную игру, возникает мотивация к изучению иностранного языка, которая сохраняется потом на долгие годы. Ребенок учится воспринимать на слух иностранную речь и общаться на элементарном уровне: сообщать о себе основную информацию, рассказывать о том, что он любит, чего не любит, что умеет делать. На занятиях дети разучивают рифмовки, считалки, песенки, таким образом, вырабатывается правильное произношение. Занятия с дошкольниками, как правило, не предполагают знакомство с буквами. Этот устный этап является подготовкой к дальнейшему овладению чтением и письмом. 

В таком виде занятия очень полезны для общего психического развития ребенка, потому что развивают внимание, память, фонематический слух. Если родной язык для ребенка является чем-то естественным, о чем можно не задумываться, изучение иностранного языка помогает осознать, что речь состоит из слов, слова из звуков. Это очень важное для ребенка открытие. Малыш постепенно начинает и к родному языку относится как к объекту изучения, анализируя и сравнивая языки между собой. 

Некоторые родители считают, что до школы вообще не нужно изучать иностранный язык. Официально ни одна школа, даже языковая не настаивает на том, что у ребенка при поступлении в первый класс должен быть какой-то опыт изучения иностранного языка. Да, это так. Но на практике оказывается, что большая часть будущих первоклассников все-таки уже немного знакома с иностранным языком, поэтому если ваш малыш окажется в классе единственным, кто все это слышит в первый раз, ему будет неуютно. 

Бывают ли ситуации, когда раннее изучение иностранного языка нежелательно? Обычно логопеды выступают против занятий иностранным языком в тех случаях, когда у ребенка есть серьезная задержка речевого развития. Но в каждом конкретном случае, прежде чем отказаться от занятий иностранным языком, нужно проанализировать, какие именно проблемы у ребенка, и какие особенности методики изучения иностранного языка ему противопоказаны.
Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!