11.10.2016

Влияние поэтических произведений о природе на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

   На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкреплением этих представлений являются беседы, просмотр картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.

          Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфичным средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции индивидуальных особенностей образов, действий способствует отражению этих качеств и в детских рисунках.

Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется в передаче ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качества изображения.

Если на творческое воображение четырехлетнего ребенка наиболее сильно влияют наблюдения природы и восприятия поэтического описания, а наблюдательность и творчество дошкольника пяти лет обостряет уже лишь сходный с поэтическим образом пейзаж.

Поэтический образ может стать единственным побудителем детского рисунка. Это проявление более высокого уровня детского творчества, которое становится возможным благодаря развитию определенных представлений.

Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.

Уронило солнце 
Лучик золотой. 
Вырос одуванчик 
Первый, молодой. 
У него чудесный 
Золотистый цвет. 
Он большого солнца 
Маленький портрет.

О. Высоцкая

Этот творческий процесс у детей протекает по-разному. Дети четырех-пяти лет рисуют исходя из личного опыта непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим произведением. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы, дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию.

Выразительность пейзажного рисунка имеет определенные особенности, которые связаны с развитием у детей чувств, вызванных поэзией. Вначале они слитные, нерасчлененные, и рисунки передают лишь общее впечатление от стихотворения. Под влиянием систематического обучения чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения. В результате этого в рисунках на темы пейзажной лирики старшие дошкольники осознанно пытаются передать эти эстетические качества (красоту цветосочетания, ритм, необычность формы), используя доступные изобразительные средства для передачи настроения.

Поэтический образ помогает не только воспроизвести особенности пейзажа, но и раскрыть взаимосвязи между ними. Расположить все предметы в определенных отношениях. Четко показать какие-то признаки того или иного времени года, и наконец, выразить чувства.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

3. Федоровская

Дети, которые глубже воспринимают цвет и форму, рисуют более обобщенно. Например, изображая осенний лес, они представляют его целой массой или в виде нескольких деревьев. А ребята, которых в произведение привлекает перечисление деталей, стараются прорисовать их, не всегда заботясь о выразительности и целостности образа.

Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас несовершенна. Это обусловлено тем, что возможности восприятия выразительных средств поэзии у детей выше, чем изобразительные умения, способствующие их передаче в рисунке. Поэтому дети своеобразно исполняют форму, цвет композицию, колорит в своем творчестве.

Поэтическое произведение способствует развитию композиционных умений детей. Лирические строки подсказывают возможность передачи перспективы в изображении пространства («лишь в дали красуются…»), композиционного выделения главного образа («в лесу родилась елочка…»), отражения связи между предметами. Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в котором раскрывается не только пространственные, но и лирические взаимосвязи, более глубокие: причинные, целевые, временные, так же влияющие на выразительность образов в рисунках.

Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, нужно только найти наиболее эффективную систему педагогических воздействий. Воспитатель постоянно должен помнить о влиянии эмоций как движущий силе воображения, и выразительности детского творчества. Л.С.Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызывают у ребёнка стремление передать своё отношение к изображаемому. Детское воображение создаёт определённые образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создаваемой различ­ным нажимом на карандаш или использованием различных кистей, линейным и пространственным ритмом, который часто встре­чается в детских рисунках, помогая дошкольнику передать прост­ранственные взаимоотношения предметов. Использование всех этих средств для достижения выразительности является показа­телем развития художественно-творческих способностей детей в изображении природы.

Умело, руководя процессом развитием детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовно – эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания.

Вдовина Ольга Алексеевна

Источник

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!