12.08.2013

Современная модель занятий для малышей в «Крошке Ру»

Прежде чем вы придете со своим малышом в  группу «Малыш + мама», мы хотим подробно рассказать вам о том, как построены эти занятия и каких результатов в развитии вашего ребенка можно ожидать.
 

Зачем нужны развивающие занятия малышам в возрасте от 1 года до 2-х лет?

Возможно, вы привели своего малыша на эти занятия просто потому, что вам хочется, чтобы он лучше развивался. Возможно, вас беспокоят какие-то вопросы, на которые вы надеетесь найти ответы с помощью наших развивающих занятий.
 

Вот какие вопросы возникают у многих родителей.

 
Что мне делать, если:
  •  мой ребенок не говорит
  •  у моего ребенка нет опыта общения с другими детьми
  •  мой ребенок не всегда ведет себя так, как мне хочется, бывают моменты, когда я просто не знаю, как реагировать на его поведение
  •  мой ребенок  боится всего нового
  •  мой ребенок иногда проявляет агрессию
  •  мой ребенок не отпускает меня ни на минуту
  •  у меня не получается отучить ребенка от соски
  •  я не знаю, пора ли приучать ребенка к горшку, и как лучше это делать
  •  мой ребенок пока не умеет пить из чашки
  •  я вообще не знаю, чему можно учить такого малыша
 
Может быть, у вас нет этих вопросов, но даже, если вы абсолютно довольны развитием вашего ребенка, эти занятия будут очень полезны для малыша. Наш опыт работы показывает, что дети, посещавшие занятия в группе «Малыш + Мама» гораздо успешнее адаптируются в дальнейшем к занятиям, чем дети такого же возраста, которые нигде не занимались или занимались в обычных развивающих группах.
 

Чем эти занятия отличаются от обычных развивающих групп?

Иногда случается так, что, посетив несколько занятий в группе «Малыш + Мама», взрослые бывают несколько озадачены. То, что происходит на занятии слишком непривычно для большинства родителей. Многие мамы считают, что развивающие занятия – это, когда педагог чему-то учит детей, а дети потом закрепляют полученные знания и умения в дидактических играх.
Действительно, такая модель занятия привычна для нас, это традиционная модель. Но занятия в группе «Малыш + Мама» сочетают в себе сразу два подхода: традиционную модель и группу социализации. Так как с традиционной моделью все, в основном, понятно, остановимся подробнее на группе социализации.
 

Что такое социализация?

Жизнь в любом обществе связана с тем, что человеку приходится соотносить свои желания, эмоции и импульсы с определенными правилами. Понимание и выполнение этих правил помогает адаптироваться в социуме, не ограничивая личную свободу человека. Это и есть социализация. В разных культурах существуют свои представления о степени свободы, которую можно предоставлять ребенку.

Сейчас в некоторых семьях родители стремятся к тому, чтобы никак не ограничивать свободу ребенка, предполагая, что таким образом они способствуют развитию индивидуальности малыша.  Мы считаем, что свобода и вседозволенность совсем не одно и то же. Если вы планируете, чтобы ваш ребенок занимался не только индивидуально, но и в группе детей, необходимо мягко подготовить его к принятию определенных правил. Возраст от 1 года до 2-х лет самое подходящее время для социализации, потому что в этот период большинство детей начинает активно интересоваться другими людьми и стремиться к общению.
 

Кто придумал группы социализации?

Эта модель возникла более пятидесяти лет назад.
В то время как советские родители спокойно водили своих малышей в ясли, в Европе и США бурно развивались исследования взаимодействия мамы и ребенка в семье и изучение того, как особенности этого взаимодействия влияют на развитие личности малыша.
Американский психолог Дж. Боулби создал теорию о незаменимости материнской заботы, которая надолго затормозила развитие системы коллективных занятий малышей в США. Родители боялись отдавать детей в ясли, считая, что там малыши становятся умственно неполноценными. Психоаналитики во всем мире работали над созданием такой модели, которая бы позволила избежать стресса, вызванного «отрыванием» маленького ребенка от мамы. Считалось (и сейчас считается), что именно этот стресс является причиной многих психологических проблем ребенка.

Французский психоаналитик Француаза Дольто открыла в Париже «Зеленый дом», куда могли приходить родители с детьми младше трех лет для того, что бы дети получали опыт общения со сверстниками в психологически комфортной обстановке. Создатели «Зеленого дома» не планировали никаких занятий, дети просто играли с мамами и друг с другом. Единственным условием посещения этой группы было то, что мама не могла никуда уходить, оставив ребенка одного.

Зачем ребенку нужен такой опыт?

Посещая такую группу, малыш обретает чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Он постепенно привыкает к тому, что мама может находиться не рядом с ним, а в другом конце комнаты или в другой комнате, ребенок начинает получать удовольствие от самостоятельного исследования окружающего мира. После посещений «Зеленого дома» многие мамы отводили детей в детский сад, и малыши легко адаптировались к новым условиям, они знали, что им будет интересно, и мама за ними обязательно вернется.

Подобные группы успешно работают во всем мире.
 

Чем группа социализации отличается от обычных занятий?

И у традиционной группы, и у группы социализации есть свои преимущества. Для того чтобы были понятны различия, сравним эти модели.
 
Традиционная модель занятий
Группа социализации
Специалист  определяет чему и как учить ребенка
Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься
Специалист заранее продумывает занятие и действует по намеченному  плану
Специалист использует ситуации, которые возникают естественным путем и мягко направляет внимание ребенка к областям, которые актуальны для развития
Специалист готовит наглядные пособия для конкретного занятия
Специалист готовит предметную развивающую среду, которая стимулирует развитие познавательной активности ребенка и  способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми
Ребенок может брать только те игрушки, которые ему предлагают
Все игрушки доступны для ребенка, он сам делает выбор
Специалисту приходится удерживать внимание всей группы
Специалист может работать как с группой, так и индивидуально, степень концентрации внимания детей постепенно увеличивается и они включаются в совместную деятельность
Мало возможностей для социализации, так как дети делают только то, что просит специалист
У детей больше возможностей для развития навыков общения, поэтому быстрее развивается речь и познавательная активность
Мама – ассистент специалиста
Мама – активный участник общения, взаимоотношения мамы и ребенка оптимизируются
Родители сразу видят результаты занятий – ребенок приобретает конкретные знания и умения
Результаты занятий становятся заметны примерно через два месяца – происходит скачок в речевом, интеллектуальном и социальном развитии ребенка
Ребенок может забывать то, чему его учили, если нет возможности использовать эти знания или умения в повседневной жизни
Навыки, приобретенные на занятиях, ребенок легко переносит в повседневную жизнь
 

Зачем нужна оптимизация отношений ребенка и мамы?

Почти каждый раз, когда вы общаетесь со своим ребенком, вы его чему-нибудь учите. Иногда это происходит вполне осознанно, например, вы хотите, чтобы ребенок запомнил слово «кошка», вы показываете ему кошку и несколько раз произносите: «Посмотри, это кошка».
Однако процесс обучения, как правило, происходит и тогда, когда вы об этом совсем не задумываетесь: в те моменты, когда вы купаете малыша, кормите или просто играете с ним. Ученые, изучавшие взаимодействие мам и малышей, установили, что большинство мам бессознательно используют одни и те же способы обучения своих детей. Это явление получило название: интуитивная дидактика. Как правило, вы учите своего ребенка, руководствуясь интуицией, а не логикой и для этого не нужны специальные педагогические знания. Но этот естественный механизм часто нарушается по разным причинам.
Особенности вашего общения с малышом могут как стимулировать его развитие, так и тормозить. Например, ребенок может позднее, чем сверстники заговорить, если мама разговаривает с ним в слишком быстром темпе, или, если ее речь слишком сложна и непонятна для ребенка. Некоторые мамы много разговаривают с малышом, но не оставляют в своей речи пауз для ответа ребенка. Это также может стать одной из причин позднего начала самостоятельной  речи ребенка.
Посещая группу «Малыш + Мама» вы узнаете, каким образом можно стимулировать речевое и умственное развитие малыша в повседневной жизни. Наблюдая за тем, как общаются со своими детьми другие мамы, вы сможете оценить сильные и слабые стороны своего общения с малышом и, возможно, что-то скорректировать.
 

Как  проходят занятия с малышами в группе «Малыш + Мама»

В группу входят не более пяти детей. Обязательно присутствие и активное участие мамы или другого близкого ребенку человека. Каждого ребенка сопровождает один взрослый. Желательно, чтобы малыш приходил на занятия каждый раз с одним и тем же сопровождающим.
 

Занятие делится на три части:

  •  обучающая часть (традиционная модель)- 25-30 минут (в маленьком кабинете)
  •  свободная игра (группа социализации) -20-25 минут (в игровой комнате)
  •  чаепитие-10 минут
 
Все занятия начинаются и заканчиваются одинаково, это помогает детям почувствовать временные рамки занятия.
 
Первая часть занятия - обучающая.
Эта часть занятия направлена на:
  •  стимуляцию речевого развития, а также обучение использованию в общении жестов
  •  приобретение навыков совместной игры с другими детьми и взрослыми
Используются игры, способствующие развитию интеллекта, двигательных и речевых навыков.

Дети учатся соблюдению очередности, ожиданию своей очереди в игре, умению слушать и выполнять просьбы и т.д. Всему тому, что необходимо для дальнейшего обучения и общения.
Родители учатся создавать правильную речевую среду дома; узнают приемы, стимулирующие развитие речи малыша.
Чередование подвижных и сидячих развивающих игр не дает малышам устать и отвлечься от занятия.
 
Вторая часть занятия – свободная игра.  
Дети могут играть с любыми игрушками, все игрушки располагаются на стеллажах, на доступной для ребенка высоте или на полу. Игрушки в игровой комнате всегда находятся в одних и тех же местах и распределены по зонам (хозяйственный уголок, игрушки для развития мелкой моторики, мягкие игрушки, книжки, машины и гаражи и другие.) Это делает поиск нужной малышу игрушки легким, и значительно упрощает уборку в конце занятия.
Третья часть занятия – чаепитие. Дети и взрослые садятся все вместе за стол. Детям предлагается яблочный сок, печенье и фрукты.
 

Вопросы о структуре занятия, которые часто возникают у родителей.

Почему каждый раз на занятиях одно и то же?
В этой группе одни и те же игры повторяются из занятия в занятие. Это не случайно, повторяемость игр необходима:
  •  для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. Малыши радуются, когда заранее знают, что будет дальше.
  •  для повышения уровня самостоятельной игры. Предлагаемые игры одни и те же, но они постепенно усложняются. Дети узнают, как можно по-разному играть в одну и ту же игрушку.
  •  для социализации. Только тогда, когда ребенок хорошо знает игру, он может начать обращать внимание на то, как играют другие дети.
Почему во второй части занятия, которая проходит в игровой комнате, детей ничему не учат?
  •  действительно, в игровой комнате игра не регулируется педагогом. Педагог не говорит детям и родителям, что нужно делать. Но это совсем не означает, что дети ничему не учатся. Наоборот, именно во время свободной игры дети приобретают навыки общения, которые станут фундаментом для всего дальнейшего обучения.
  •  во время свободной игры сами собой возникают различные ситуации, в которых дети вынуждены взаимодействовать, а родители и педагог могут помочь в тех случаях, когда малыш не в состоянии справиться сам.
  •  педагог иногда включается в ситуации, если это дает возможность родителям увидеть другую модель разрешения конфликта. А также может присоединиться к игре ребенка и усложнить ее сюжет, или предложить игру, в которой могут принять участие все дети.
В игровой комнате родители могут увидеть:
  •  какие игрушки предпочитает их ребенок,
  •  как он в них играет,
  •  как поведет он себя в конфликтных ситуациях, например, когда другой ребенок попытается отнять понравившуюся вещь и т.д.
Наблюдая за поведением ребенка во время игры, родители узнают о нем гораздо больше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра покажет им все грани характера их малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Благодаря игре родители получат мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Играя с ребенком, можно научить его быть добрым, внимательным и отзывчивым.

Во время этой части занятия педагог-психолог поможет родителям научиться справляться с возрастными кризисами и социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка, знакомит родителей с наиболее эффективными способами обучения детей, консультирует родителей по вопросам, касающимся особенностей данного возраста.
 
Зачем нужна третья часть занятия?
Третья часть занятия – угощение, тоже наполнена большим развивающим смыслом. Дети осваивают важные социальные навыки: умение мыть руки перед едой, пить из чашки, пользоваться салфеткой, благодарить. Некоторые малыши, которых никак не уговорить дома отказаться от бутылочки и соски, легко привыкают к чашке именно на занятии. Тем более чашки мы подобрали такие, которые удобно держать детской ручкой. Во время «чаепития» развивается и речь детей, дети учатся делать выбор («что ты хочешь, яблоко или печенье»), просить, благодарить. Кроме того, детям доставляет огромное удовольствие сидеть за столом всем вместе с другими малышами и взрослыми.
 
 

Ожидаемые результаты занятий.

Занятия в этой группе рассчитаны на целый учебный год. Но уже через два месяца вы можете заметить, что:
 
  •  ребенок приходит на занятия с удовольствием, радуется, когда вы говорите ему о том, что собираетесь в «Крошку Ру»
  •  ребенок хочет и умеет контактировать со сверстниками
  •  ребенок стал использовать в общении больше жестов и слов
  •  игра малыша изменилась, стала сложней, появился сюжет. Например, если раньше он просто катал машинку на веревочке, то теперь его грузовик перевозит кирпичи для постройки гаража
  •  ребенок начал играть самостоятельно, и, что очень важно, может довольно долго играть только с одной игрушкой
  •  малыш принимает участие в уборке игрушек
  •  ребенок пытается сдерживать свои импульсы, желания, учится приспосабливать их к правилам группы
  •  ребенок дожидается свой очереди в игре, умеет слушать
  •  малыш научился делиться угощением с мамой и другими детьми
Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!