11.04.2014

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером и планшетом

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.  На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

  Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

С помощью компьютера  ребёнок знакомиться  с предметами и явлениями, находящимися за пределами его опыта, повышает креативность; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе.  Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение,  классификация  предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хочу заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе.

            Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:

- Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить всех врагов, кем бы они не были.

- Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.

- Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.

- Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.

- Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.

- Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.

-Графические игры, связанные с рисование, конструированием.

- Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. В какие компьютерные игры играют дети дома?

(Выслушиваются мнения родителей)

Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратить ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало?

(Выслушиваются ответы родителей)

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.

Очень важно правильно оборудовать рабочее место. М. Д. Магарамова, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела микрохирургии и функциональной реабилитации глаза у детей МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н.Федорова рекомендует устанавливать компьютер так, чтобы центр монитора располагался ниже горизонтальной линии взора на 15-25 см. Расстояние между глазом и монитором должно быть 60-70 см. Высоту стола и стула надо подбирать так, чтобы стопы ребенка были на полу. Ребенок должен сидеть так, чтобы не было наклона головы. Дети часто укладываются на стол, опираются на руку — это вызывает поворот головы, а значит, разную нагрузку на левый и правый глаз. Отсюда ухудшение работоспособности и снижение функции глаза. Важно освещение: в темноте нельзя работать за компьютером, но и нельзя, чтобы осветительные приборы ярко освещали экран —  дополнительные блики вызывают  утомление глаз.

Поэтому, если не регламентировать время пребывания ребёнка за компьютером и неправильно оборудовать рабочее место ,он становится источником нарушения физического здоровья.

Синдром компьютерного зрения — это комплекс жалоб, которые включают:  нарушение остроты зрения, утомляемость, которая проявляется в покраснении глаз, в болях в глазах, и сухость глаза. Чтобы этого не было, нужно соблюдать режим работы за компьютером, нужно делать перерывы.

Нужно обязательно помнить, что дети не жалуются на снижение зрения. Маленькие дети не умеют этого делать, они не знают, как должно быть. Родителей должна насторожить следующая ситуация. При зрительной нагрузке — просмотре телевизора, рисовании, работе с мелкими игрушками — у ребенка отмечается покраснение глаз, либо он начинает часто моргать, либо начинает смотреть боком. Дети постарше начинают близко подходить к телевизору, не ради интереса, а именно смотрят телевизор очень близко. Либо низко наклоняются, когда рисуют или пробуют писать, то есть речь о низком наклоне головы при работе вблизи.

Интересное мнение высказал Евгений Олегович Комаровский, детский доктор, кандидат медицинских наук, о влиянии гаджетов на детей: “Универсального влияния нет. Одних гаджеты учат, других тупят, третьих изолируют от реального мира. Важно, чтобы окружающие взрослые вовремя уловили грань, за которой ребенок теряет разницу между реальной и виртуальной действительностью. Потеряна разница? Значит, все, от виртуального мира надо на время изолировать.” Также он говорит о влиянии планшетов на зрение детей: “2 часа экранного времени в сутки. Не больше. Причем на все: телефон + телевизор + планшет + компьютер. Это на здоровье детям от 2 до 14 лет. Больше — не на здоровье.”

«Институтом психолого-педагогических проблем детства» проводились исследования по влиянию информационных технологий на психическое, физическое и нравственное здоровье детей. Эти исследования выявили и негативные воздействия  при неправильной организации работы на компьютере и планшете ,в том числе бесконтрольное пользование детей компьютером.

К негативным воздействиям относятся: сужение круга общения, уход от реальных проблем, иллюзия вседозволенности и игровая зависимость. Компьтерные  игры быстро формируют зависимость, сужают сферу совместной деятельности ребёнка и взрослого в семье. Компьютер вытесняет коллективные игры со сверстниками.

И только в ваших силах сделать компьютер помощником , а не ловушкой для своих детей.

  

ПРИЛОЖЕНИЕ (материал для информационного стенда)

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(Рекомендовано СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»)

Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т.д.), игры на свежем воздухе.

Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1мин), но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений (описаны ниже) обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле),предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.

Зрительная гимнастика проводится после 5 мин работы для пятилетних и после7-8 мин для шестилетних детей) и в конце или после всего занятия с использованием ПЭВМ (после заключительной части). Длительность зрительной гимнастики как во время, так и после занятия составляет 1 мин

Зрительная гимнастика вовремя работы на компьютере

Упражнение  со зрительными метками.

Заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4 - 6 меток). Игрушки (картинки)целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок.

Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Ребёнку предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик. Предложите переводить взгляд с одной метки на другую под счет 1 - 4.

Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взгляд ребенка последовательно на каждую метку, а можно – в случайном порядке.

Скорость перевода взгляда недолжна быть очень большой. Переводить взгляд надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

Зрительная гимнастика после компьютерного занятия

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.


Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.


Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.


Упражнение 3

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15.

 

Упражнение 4

Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6.

 

Упражнение 5

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 2 - 3 раза.

 

Упражнение 6

Не поворачивая головы(голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1- 6.

 

Упражнение 7

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1- 6.

 

Упражнение 8

В комнате на оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3 - 5мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляд авдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии 30 - 35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 с на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10с. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет.

При выполнении всех физических упражнений и офтальмотренажа необходимо выполнять еще одно условие: соблюдать режим проветривания.


Кузьмич Алла Анатольевна
Источник: Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!