06.08.2013

Социализация в Монтессори-классе.

Удивительно, как похожи судьбы этих двух замечательных женщин – Франсуазы Дольто и Марии Монтессори. Обе они решили стать врачами наперекор желанию родителей, обе посвятили свою жизнь помощи детям. Дольто во Франции и Монтессори в Италии выдвигали революционные для своего времени идеи, основанные на уважении к личности маленького ребенка. И эти идеи остаются актуальными и сейчас. 

Занятия в Монтессори-классе – это маленькая модель жизни в обществе. Здесь дети учатся сосредоточенно и увлеченно работать, делать самостоятельный выбор, договариваться в конфликтных ситуациях с другими людьми. И опять возникает тема свободы и ограничений.


В Монтессори-классе можно выбирать себе занятия, но есть правила: работать можно только за столом или на коврике, после работы материал нужно привести в порядок и поставить на место, нельзя мешать работать другим детям. Идея та же, что и в группе социализации, но в этом классе социализация проходит в процессе интеллектуальной деятельности.

Важная черта занятий по системе Монтессори – особое отношение взрослого к ребенку. Взрослый не над ребенком, а вместе с ним. Он всегда готов помочь, если ребенок попросит, но не поучает и не навязывает свою помощь. Взрослый и ребенок – партнеры, просто у взрослого больше опыта.

Кроме свободной работы, в Монтессори-классе есть и коллективные виды деятельности, которые знакомят детей с нормами поведения в обществе. Называются они «Уроки вежливости». Что это такое? «Урок вежливости» педагог проводит тогда, когда во время занятия возникает какая-то ситуация в отношениях между детьми, с которой дети сами не смогли справиться. Например, два ребенка захотели взять один материал и стали вырывать его друг у друга, потом уронили. 

В такой ситуации обычный педагог прочтет детям целую лекцию, о том, что нужно делиться, беречь материалы и т.д., а Монтессори-педагог запланирует на следующее занятие «Урок вежливости». В следующий раз педагог в паре с заранее подготовленным помощником (взрослым или старшим ребенком) разыграет эту ситуацию и предложит детям фразы, которые можно использовать для разрешения конфликта. Потом эту ситуацию разыгрывают все желающие дети, используя те же фразы. 

В итоге вместо нотации взрослого, которая быстро забудется, дети получают социально приемлемый способ решения конфликта. Если такая ситуация возникнет еще раз, педагог просто скажет: «А ты помнишь наш «Урок вежливости»?»

Система Монтессори окружена огромным количеством мифов. Один из этих них – то, что занятия по системе Монтессори хороши только для детей из малообеспеченных семей, у которых дома нет развивающих игрушек, а тем детям, чьи родители в состоянии покупать игры и пособия, эти занятия не нужны. Действительно, первую школу Марии Монтессори правительство разрешило открыть в доме, где жили семьи бедных итальянских рабочих. Тот огромный скачок, который произошел в развитии этих детей благодаря занятиям, послужил основанием для открытия в Италии и других школ, работающих по методу Марии
Монтессори. 

В том числе и школ для детей из привилегированных семей (как об этом писала Монтессори). Что удивительно, проблемы возникли именно с ними. Учительницы в панике буквально забрасывали Монтессори письмами: этих детей невозможно ничем заинтересовать, они бесцельно ходят по классу, берут материалы и тут же ставят на место, они не могут сосредоточить свое внимание больше чем на минуту, они не умеют и не хотят общаться друг с другом.

Через некоторое время, конечно, все наладилось, но на процесс адаптации этих детей ушло гораздо больше времени, чем в обычной Монтессори-школе. Все это дало основание М. Монтессори сделать вывод: дети из привилегированных семей находятся в группе риска, так же как и дети из очень бедных семей. И те, и другие живут в неблагоприятных для развития условиях.

Все это можно наблюдать и сейчас. Развивающие игрушки дома и занятие в Монтессори-классе – это разные вещи. Ведь на занятиях в классе есть другие дети, с которыми приходится строить отношения, хочешь ты этого или нет. А бесцельно ходить по классу рано или поздно надоедает, когда вокруг все что-то делают. И дело совсем даже не в ассортименте развивающих игрушек, их может быть и немного. К тому же дома дети редко находят их привлекательными, и такие игрушки быстро оказываются где-нибудь на дне ящика с конструктором. Дело в атмосфере занятия, в том, что дети учатся сознательной дисциплине и, что самое главное, делают это с удовольствием.

 

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!