20.10.2016

Роль музыки в процессе раннего развития ребёнка

В этой статье мы хотим поговорить о музыке. Конечно, не вообще "о музыке", а о музыкальных занятиях в "Крошке Ру". Эти занятия всегда вызывают массу эмоций и споров у родителей: кому-то нравится один педагог, кому-то другой, кто-то считает, что на этих занятиях нужно больше петь, а другие не согласятся: "Пусть дети больше двигаются!". Почему столько разногласий? Наверно потому, что музыкальное развитие - это очень сложное явление. То, как влияет музыка на развитие ребенка, иногда не так просто оценить. Сегодня мы хотим рассказать о развивающей пользе музыкальных занятий, о том, что не бросается в глаза и, как правило, "остается за кадром".

            Практически во все курсы занятий в "Крошке Ру" включена музыка. И это не случайно, ведь музыка - не только удовольствие, а сильнейший инструмент развития мозга ребенка. Все дети – прирожденные музыканты, и это научный факт. Задолго до  того, как малыш начинает говорить и произносить первые слова, у него возникают отчетливые реакции на музыку, ведь мелодический слух формируется у ребенка еще до рождения. Но для того, чтобы врожденные задатки развивались, нужно приобщать ребенка к миру музыки как можно раньше. Именно поэтому многие взрослые интуитивно общаются с детьми с помощью различных мелодий, поют им песни и колыбельные. По утверждению П. Тюленева, педагога-новатора, способность воспринимать и даже сочинять музыку так же присуща любому человеку, как и способность к прямохождению. Но эти способности могут никогда не проявиться, если их не развивать: ребенок вырастет без музыкального слуха, если он не будет слышать музыку и не увидит поющих людей. Выражение "медведь на ухо наступил" можно использовать только в отношении взрослых людей, у которых музыкальные способности не развивались в детстве. Про детей так говорить абсолютно не верно, так как у любого ребенка можно развить музыкальный слух и чувство ритма, если с ранних лет уделять этому должное внимание.

             Установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, а это значит, что музыкальное обучение повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления. Зачастую и развитие интеллектуальных, математических способностей зависит от музыки. К тому же, дети с хорошим слухом легче усваивают иностранные языки. Но главной целью обучения музыке является воспитание души ребенка, ведь все родители хотят видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, понимающими и ценящими красоту в окружающем мире, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества невозможно воспитать без музыки. Важность музыки для развития личности поняли еще древние философы, которые считали, что музыка положительно влияет на тело, дух и интеллект. По мнению Пифагора музыка создает внутри человека такой же порядок и гармонию как в космосе. Платон также считал, что музыка водворяет гармонию в души людей и делает их прекрасными. Современные исследования полностью подтвердили эти теории. Есть сведения, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми. У казахов даже есть такая поговорка про злого человека: "Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен". Здесь речь идет уже не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств.

            В "Крошке Ру" музыкальное развитие - это необходимая часть подготовки к школе.  Исследуя трудности школьного обучения, нейропсихологи пришли к выводу, что у большинства детей, которые плохо учатся, недостаточно развиты внутриполушарные и межполушарные связи в коре головного мозга. При этом вполне возможно, что этих детей рано начали учить читать и считать, так как многие родители уверены, что умение читать и считать – гарантия успеха в школе.  Проблема в том, что если маленького ребенка учить исключительно чтению и счету, игнорируя другие виды деятельности, стимулируется развитие только левого полушария головного мозга. Это не соответствуют типу мышления ребенка дошкольного возраста, потому что до 7-9 лет правое полушарие головного мозга ребенка в норме функционирует активнее, чем левое. Занятия музыкой гармонизируют работу мозга, поэтому, пожалуйста, не считайте их чем-то второстепенным. Музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальный ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка. Уроки игры на фортепиано для дошкольников, например, значительно улучшают способности детей в сборе так называемых «пазлов», картинок из мелких, взаимно дополняемых частей. Игра на фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга, органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.

            Все музыкальные программы "Крошки Ру" полностью соответствуют возможностям детей дошкольного возраста. Педагоги на своих занятиях работают над развитием музыкального слуха, чувства ритма, над певческими способностями детей. Это  три базовых компонента: звук - ритм - мелодия. Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.

Звук

Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может возбудить или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

- Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?

- Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.

Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть свои ушки к окружающему миру.

Ритм

Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? В живописи ритм соответствовал бы общему движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм. В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний малыш вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком.

- Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.

- Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.

- Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их ноги двигаются при различных звуковых темпах?

- Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.

Мелодия

И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к сравнению с живописью, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.

- Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.

- Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п.

Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.

Педагоги "Крошки Ру" используют на своих занятиях разную музыку - от классической до современной.  С помощью различных стилей музыки наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие порывы. Разнообразность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям выработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки. Подарите детям возможность погружения в мир музыки, и результат от этого будет только положительным!

По материалам МБДОУ№6, г. Кропоткин, МО.

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!