17.10.2016

Песочная анимация


Светлана Ломакина
Студия раннего развития "Крошка Ру" на пр. Славы


Песочная анимация.

Магия песка завораживает…… Шум прибоя и ….

Руки непроизвольно зарываются в песок и пересыпают его, освобождаясь от повседневной суеты. Песок послушен. Он примет ту форму, которую захотели вы. И под руками он будет перетекать, пока не станет абсолютно созвучным с вашим состоянием.

Песочная анимация – это новый вид изобразительного искусства, зародившийся примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении является канадский режиссер - мультипликатор Кэролин Лиф, которая создала анимационный мультипликационный фильм « Петя и волк» по симфонической сказке С. Прокофьева. Фильм был создан в совершенно незнакомой до той поры технике, и именно ее удачный опыт лег в основу нового искусства – рисование песком.

Хотя искусство песочной анимации очень молодое, однако, художественное, медитативное, целительное и религиозное общение  человека с песком уходит корнями в древность.

Древний Египет, территория которого почти полностью была покрыта песком, использовал этот сыпучий  элемент во многих сферах деятельности. Песок включался в медицинскую практику. Она  популярна и сейчас, под названием  псаммотерапия  (от лат. Psammos – «песок»; therapia – «лечение») – метод лечения с использованием горячего песка. О лечении песком писали известные  целители Геродот, Гален, Авиценна.

В буддизме есть духовная практика – построение Мандалы. Мандала – это  буддийская модель вселенной, обитель всех просветленных существ, которая сооружается из песка. Главное назначение мандалы – служить основой для медитативной практики.

Индейцы Навахо утверждают, что создавать песочные мандалы их научили Боги. Этот древний ритуал с распеванием особых песнопений является частью церемонии исцеления.

Еще Карл Густав Юнг (швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии) обращался к арт-терапии, когда чувствовал необходимость в поддержке. Он рисовал мандалы, в том числе и на песке. Многие из психологов указывают, что именно так появилось одно из направлений арт-терапии – песочная терапия, которая так популярна сегодня.

Рисование песком, в наше время, задействует все свойства песка, опираясь на многовековой опыт человечества.

Все занятия в нашей студии направлены на развитие:

•​Познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, наглядно - образного мышления, пространственного воображения)

•​Расширение кругозора и общей осведомлённости

•​Развитие речи

•​Творческих способностей, воображения и фантазии

•​Тонкой координации движений и мелкой моторики руки, тактильной чувствительности, что, впоследствии, благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом

•​Навыков конструктивного общения

•​Развитие способности к эмпатии.

Характерными особенностями обучения данной технике являются:

•​Направление образовательной деятельности на общее развитие ребенка, а не сообщение ему суммы знаний

•​Создание благоприятной творческой атмосферы

•​Стимулирование активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

Обучиться технике рисования песком не сложно, неважно, умеет ли ребенок рисовать или нет. Кроме того, рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Это, прежде всего, развитие мелкой моторики. Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работать. Раз за разом, занимаясь систематически, ребенок  начинает мыслить еще более продуктивно. Вторым плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – природного материала, его тягучесть, мягкость, приятная шершавость, которые вызывают медитативное состояние, что дает возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. И, наконец, третий аспект – это рисование песком как искусство.

Обучение технике рисования проводятся с группой детей  (6-8 человек) 1-2 раза в неделю. Процесс проведения обучения предполагает гибкость и творчество.

Для организации деятельности необходимо соответствующее оборудование – стол со стеклом или планшет с подсветкой. Для рисования используется мелкий кварцевый песок (фракция 0,1 - 0,3,), антистатик, цветной песок.

Целями обучения являются:

1. развитие творческого потенциала ребенка, побуждение не только к самостоятельному составлению песочных картин, но и умение придумывать и описывать их.

2. гармонизация психоэмоционального состояния

3. развитие тонкой координации движений и мелкой моторики руки, тактильной чувствительности, что, впоследствии, благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом.

В соответствии с поставленными целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:

1. развитие умения передавать форму предмета и его частей с помощью света и тени

2. обучение композиционному построению картин

3. приобретение навыков конструктивного общения

Обучение технике рисования песком по данной методике предусматривает три цикла:

• 1 –й начальный – знакомство с песком, подготовка руки

• 2 – й сюжетное рисование, развитие воображения

• 3 – й самостоятельное составление динамических композиций на песке.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества помогает маленькому художнику преодолеть чувства страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает ребенку свободу, вселяет уверенность в своих силах.


Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!