11.10.2016

Основы грамоты в "Крошке Ру"

Программа «Основы грамоты», по которой занимаются дети 3-7 лет в центрах и студиях «Крошка Ру»,  написана кандидатом педагогических наук В. Рыбкиной, а методическое приложение разрабатывали в течение семи лет педагоги «Крошки Ру». Сейчас на занятиях используются несколько комплектов рабочих листов для детей: «Здравствуйте, буквы», «Узнаем звуки и буквы с Крошкой Ру», «Читаем с Крошкой Ру».

Итак, обучение детей чтению в центрах раннего развития «Крошка Ру» построено на основе метода «от звука к букве» или, как его еще иначе называют, «звукового аналитико-синтетического метода».


Особенность его в том, что до того, как ребенок начнет изучать буквы, проводится фонетическая работа – ребенок учится слышать, что слова состоят из звуков. Ведь буквы – это значки, с помощью которых мы обозначаем звуки речи.
 

Почему именно этот метод?

Звуковой метод был выбран  для занятий в центрах раннего развития «Крошка Ру», потому что он подходит всем без исключения детям. Может быть, он не дает такого быстрого результата, как новые методики,  но зато помогает научиться читать правильно, в соответствии со структурой русского языка и психологическими особенностями человека.

Дети, которые обучались по этому методу, в дальнейшем не испытывают проблем в школе на уроках русского языка: они грамотно пишут, с легкостью выполняют фонетические разборы слов, понимают правила. Можно сказать, что у этих детей в процессе обучения чтению развивается чувство языка. Именно поэтому наше занятие называется «Основы грамоты», а не «Обучение чтению».

Для нас задача научить читать быстро не является первоочередной, но зато когда дети начинают читать, они читают без ошибок и хорошо понимают смысл прочитанных текстов. Кроме того, этот метод очень полезен для детей, у которых есть недостатки произношения, а таких детей сейчас очень много.
 

История метода.

Этот метод в России используют уже более 150 лет. Педагог К. Д. Ушинский заимствовал его из опыта немецких педагогов. Л. Н. Толстой, обучавший детей чтению в Ясной Поляне, предложил некоторые усовершенствования метода, которые отражали особенности фонетической структуры русского языка.

Толстой также уделял внимание тому, чтобы дети не просто механически прочитывали слова, но и понимали прочитанное. Слова и тексты, которые он предлагал для чтения, постепенно усложнялись, а содержание текстов было интересно детям.
 
Позднее советский психолог, профессор Д. Б. Эльконин разработал множество оригинальных игр, которые делают процесс обучения чтению эффективным и интересным для ребенка. Многие из этих разработок также используются в нашей программе «Основы грамоты».
 

Как мы учим читать?

Мы начинаем изучать буквы, как только ребенок научится выделять изучаемый звук из ряда других звуков и в начале слова. Если вы занимаетесь с ребенком дома, на этом этапе очень важно не путь понятия «буква» и «звук».
Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и читаем. Для знакомства детей с первыми звуками и буквами мы придумали комплект заданий «Здравствуйте, буквы!».

Мы изучаем буквы не по алфавиту. И не все сразу. Ведь для того, чтобы начать читать, не обязательно знать все буквы! Важно понять механизм слогослияния.

Последовательность изучения звуков и букв определяется доступностью произношения звуков для детей и частотностью использования букв в письменной речи. Те звуки, которые дети часто искажают в речи (шипящие, [л], [р]) изучаются на 2-м или 3-м году обучения.

Нарушения произношения достаточно часто сочетаются с тем, что ребенок и слышит звук искаженно, поэтому первоначальные навыки чтения дети приобретают на материале тех звуков, которые произносят четко и правильно, а также правильно слышат.

Позднее также изучаются гласные буквы Я, Е, Е, Ю и Ъ, Ь так как для того чтобы понять их особенности и роль в письменной речи, нужно уже много знать и уметь.  К 5-6 годам звукопроизношение у детей обычно становится более совершенным (иногда самостоятельно, иногда с помощью логопеда), к этому моменту ребенок уже знаком со всеми буквами.

Каждый год на занятиях повторяется тот материал о звуках, который был пройден в предыдущие годы, но это не механическое повторение, а повторение с использованием возросших возможностей детей.
На занятиях используются рабочие листы из комплекта  «Узнаем звуки и буквы с Крошкой Ру».

Уже конце первого года обучения, в начале второго (возраст детей 4 – 4,5 года), изученные буквы вводятся в процесс чтения. Дети начинают читать слоги и короткие слова.

Освоить технику чтения и при этом понимать смысл прочитанного – это достаточно трудная для маленького ребенка задача. Однако освоение механизма чтения без понимания – процесс совершенно бессмысленный.

Поэтому на занятиях педагоги стремятся каждую изученную букву по возможности включать в процесс осмысленного чтения, создавая мотивацию для ребенка. Ребенку интереснее читать не слоги, а слова, у которых есть смысл. По этому принципу были подобраны первые задания на чтение «Учимся читать с Крошкой Ру».
 

Что можно делать дома?

Путь от того момента, как ребенок поймет принцип соединения букв в слоги, до того, как он самостоятельно прочтет первую книжку, очень разный по продолжительности для всех детей. Для некоторых -  месяц, а для других – несколько лет. Это зависит и от методики, и от умения педагога заинтересовать своего ученика, и от интересов ребенка, и от зрелости определенных структур его головного мозга.

Для тренировки техники чтения важны два момента: регулярность и осмысленность. Лучше читать вместе с ребенком несколько строк, но ежедневно. И обязательно убедиться, что ребенок понимает смысл прочитанного. Процесс обучения чтению ни в коем случае не должен превращаться в мучение. Поэтому, если ребенок не любит читать, единственный способ – превратить чтение в игру.
 
Мы предлагаем вашему вниманию несколько игр-упражнений для совершенствования навыков чтения, которые вы можете выполнять с ребенком дома.
 

Записки.

Очень хороший способ – писать ребенку записки крупными печатными буквами, длина слов должна соотноситься с возможностями ребенка. На первом этапе длинные слова можно заменять рисунками. Будет здорово, если получится из этого сделать традицию и ребенок тоже начнет писать вам записки. Эту игру с записками рекомендовала М. Монтессори для детей, которые учатся читать.


Взрослый пишет в записке какое-нибудь короткое поручение, например: принеси карандаш. А ребенок это поручение выполняет. Если эту ситуацию обыграть, дети с огромным удовольствием включаются в игру. Обратите внимание, что цель этой игры – контроль понимания смысла прочитанного, читать записку не обязательно вслух.
 
По мере того, как ребенок осваивает технику чтения, текст записки может становиться длиннее, а поручение уже может состоять из нескольких частей, например: сначала поставь книжку в шкаф, а потом достань из холодильника мороженое.
 

Вывески.

Старый, проверенный способ – чтение вслух рекламных вывесок. Удобнее делать во время пешей прогулки, так как, если ребенок сидит в движущейся машине, читать приходиться гораздо быстрее.
 

Чтение по очереди.

Если вы читаете ребенку перед сном книжку, можно предложить с какого-то момента читать ее по очереди. Это не означает, что нужно сразу просить ребенка читать длинные тексты.

Начать лучше с простого, например: одну строчку читает ребенок, потом страничку вы. Или ребенок читает названия глав, а вы все остальное. Постепенно «доля» ребенка будет возрастать.
Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!