14.10.2016

Нужен ли ребенку логопед?

Никифорова Екатерина 
Логопед «Крошки Ру Шувалово-Озерки»

 

Нужен ли ребенку логопед?

 Важность речи для человека

 Сложно переоценить значение речи в жизни человечества. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью перестраивает всю психику ребенка. Память, внимание, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются при непосредственном участии речи. У ребенка с нарушениями речи, может даже замедляться темп интеллектуального и психического развития.

 

Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребенок был успешным. Умение красиво говорить, точно излагать свои мысли – вот необходимое условие эффективного обучения в школе и успехов в будущей карьере и взрослой жизни.

К сожалению, зачастую родители не обращают внимания на звукопроизношение и аграматизмы детей, искажение ими слоговой структуры слов, скудный словарный запас, считая, что по мере взросления, все проблемы уйдут самостоятельно, упуская самый благоприятный для коррекции период от 3 до 7 лет, когда идет интенсивное развитие мозга, а дети наиболее восприимчивы к педагогическому воздействию. К 7 годам речь ребёнка должна быть практически сформирована, чтобы перейти к новому этапу – письменной речи.

Как специалист, я рекомендую посещать логопеда для профилактики раз в год, чтобы не упустить важные моменты развития речи и ребенка в целом.

Но, как понять, что что-то не так и уже сейчас обратиться к специалисту?

Я предлагаю пройти мини-тест, чтобы определить, есть ли речевые проблемы у вашего ребенка. Необходимо выбрать возрастные рамки, на вопросы отвечать да или нет.

 

0-3 месяца  

В крике преобладают гласные звуки,

Появляется улыбка

 

3-5 месяцев

Появляется комплекс оживления при общении со взрослым

Присутствует гуление – произнесение гласных звуков, близких к а,ы,у

Ищет источник звука, сосредотачивает на нем внимание

 

6-7 месяцев

Присутствует лепет (многократное повторение слогов: "ба-ба-ба","ма-ма-ма")

Ребенок понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Дай ручку и т.п.)

 

8-9 месяцев

Лепет сводится к «лепетным словам», состоящим из двух открытых слогов: "ба-ба", "па-па" (но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами)

Появляется общения с помощью жестов

 

10 месяцев

Использует 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией

Понимает название отдельных предметов

 

11 месяцев – 1 год

Использует 3-4 «лепетных слов»

Понимает простую инструкцию

Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя».

Знает, как его зовут.

 

 1 год 3 месяца -  1 год 6 месяцев

 Словарный запас 6-10 слов

Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу)

 

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев

Узнает предметы на картинках, пытается их назвать

Словарный запас 7-20 слов

 

1 год -9 месяцев – 2 года

Словарный запас около 30 слов,

Появилась фраза из 2 слов

Появляются названия действий (бух) и глаголы (дай)

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «Покажи, кто сидит»

Выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку;

Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь?

 

2 года – 2 года 6 месяцев

Словарный запас минимум 50 слов

Начинает использовать предложения из 2 -3 слов.

 

2 года 6 месяцев – 3 года

Происходит быстрое увеличение словарного запаса

Появляются прилагательные.

Согласует предметы и действия

Адекватно использует местоимения

Употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов

 

3-4 года

Произносит верно все гласные звуки, согласные звуки кроме ш, ж, щ, л, р, р’, ц, ч

Словарный запас 500 слов и выше

Общается предложениями из 3 и более слов

Использует множественное число существительных и глаголов

Часто задает вопросы.

Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...".

Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Понимает значение простых предлогов

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

 

4-5 лет

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Из звуков появились  ж, ш, щ, ч, ц

Пользуется предложениями из 5-6 слов всех типов

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Знает простые антонимы

Умеет пересказать

Понимает условное предложение со словом «если»

 

5-6 лет

Обладает словарем около 4000 слов

Из звуков появляются л, р, р’ – таким образом фонетическая сторона речи полностью сформирована.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Усвоен грамматический строй речи и словообразование

 

Если в вашей возрастной границе вы ответили «нет» хотя бы один раз, то стоит задуматься о консультации с логопедом, который или развеет ваши сомнения о недостаточном развитии речи ребенка и посоветует на что обратить внимание, или подберет соответствующие возрасту и проблеме коррекционные занятия. Но, хочу отметить, что данный экспресс-тест, это не глубинная консультация, а лишь поверхностное мини-исследование, позволяющее приблизительно сравнить развитие вашего ребенка с нормами развития речи. Полное обследование уровня речевого развития может повести только специалист!     

 

           Подводя итоги, я хочу обратить внимание, что очень важно, чтобы речь ребенка сформировалась

            правильно именно до школы, ведь это залог успешного обучения и развития.

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!