09.08.2013

Нарушения чтения и письма

Чтение и письмо – это очень сложный процесс, в котором участвуют различные зоны головного мозга. Неудивительно, что в период овладения чтением и письмом у многих детей возникают трудности. Иногда эти трудности исчезают к 7-ми, 8-ми годам. Но, если они сохраняются, речь может идти о дислексии (нарушении чтения) или о дисграфии (нарушении письма). 

Ошибки, которые дети допускают в период обучения и специфические ошибки дислексиков и дисграфиков часто очень похожи. С точки зрения родителей – это «глупые» ошибки, ошибки, которые не поддаются логическому объяснению. Например, при чтении ребенок неправильно воспроизводит окончания слов (как будто не дочитывает слова до конца, а сам придумывает окончания), пропускает буквы (при чтении и письме), или меняет буквы местами, или пытается читать (писать) слова справа – налево.

Некоторые дети пишут буквы в другую сторону, как будто это отражение в зеркале. Иногда у детей вызывают затруднения совсем простые задания, например, переписывание текстов.

Эти ошибки, кажущиеся нелепыми и раздражающие взрослых, часто являются сигналом о том, что ребенок нуждается в помощи логопеда или нейропсихолога. Традиционные педагогические способы помощи в этом случае приносят очень незначительный результат.
 
Но, как уже говорилось выше, подобные ошибки какое-то время могут допускать все дети, вопрос в стойкости этих нарушений.
 
Нарушения чтения и письма среди учеников начальной школы сейчас очень распространены.

Как одну из причин такого всплеска исследователи выделяют структуру школьной программы по русскому языку.

Учителя начальных классов считают, что дети уже должны приходить в школу, умея читать и писать, поэтому букварный период в первом классе или исчез совсем, или сократился до двух недель.

Но ведь в этот период как раз и проводилось раньше не только изучение букв, но и работа по профилактике нарушений чтения и письма, которая полезна всем детям.

Зная об этой проблеме, мы включили в программу «Основы грамоты» специальные разделы, направленные на предупреждение дисграфии и дислексии у детей.

Конечно, это не дает возможности полностью избежать риска возникновения этих нарушений, но значительно снижает этот риск.
 
Механизм нарушений чтения и письма достаточно сложен и, хотя его исследованием активно занимаются физиологи, психологи и логопеды, он все еще малоизучен. Но уже в возрасте 6 лет можно заметить определенные особенности в развитии ребенка, которые будут указывать на то, что есть предрасположенность к нарушениям чтения и письма.

У многих маленьких детей встречаются нарушения звукопроизношения. В некоторых случаях это просто возрастные трудности. Они проходят вместе с постепенным созреванием речевого аппарата и в дальнейшем не оказывают никакого влияния на развитие ребенка.

Но нужно помнить о том, что уже к шести годам ребенок должен все звуки произносить четко и правильно.

Если у вас возникают сомнения в том, насколько благополучно проходит речевое развитие ребенка, лучше обратиться к логопеду за консультацией. Серьезные речевые нарушения могут в дальнейшем повлиять и на процесс овладения ребенком чтением и письмом.

Не только состояние речи, но и некоторые особенности познавательной деятельности ребенка, которые, казалось бы, не связаны напрямую с чтением и письмом, являются тревожными сигналами.

Если к шести с половиной годам у вашего ребенка все еще есть проблемы, перечисленные ниже, возможно, возникнут трудности в первом классе на уроках чтения и письма:
  •  ребенок затрудняется в определении левой и правой стороны
  •  не может запомнить последовательность дней недели, месяцев 
  •  не может запомнить 5-6 слов или чисел, которые вы произнесли и просите повторить
  •  не может придумать связный последовательный рассказ о каком-либо событии
  •  не может скопировать геометрические фигуры: круг, треугольник, ромб, так, чтобы они получились похожими на образец.
  •  не может повторить простой ритм, который вы простучали карандашом по столу
 

Что делать, если у ребенка дисграфия или дислексия? 

В первую очередь нужно понять, что все это происходит не из-за лени или нерадивости ребенка. Ребенок не виноват! Это особенности функционирования его мозга.

В этом случае не помогут традиционные работы над ошибками и наказание в виде дополнительного диктанта или чтения. Нужно разобраться в причинах трудностей.

Опытный логопед поможет выяснить, на каком этапе происходит сбой.

Возможно, ребенок не четко слышит или не различает звуки, а может быть, проблема в зрительном восприятии. Причем эти нарушения, как правило, не связаны со снижением слуха или зрения.

Затем логопед или психолог порекомендует специальные упражнения, которые нужно будет регулярно выполнять.

Быстро такие проблемы не решить, понадобится терпение.
Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!