04.08.2013

Музыкально-ритмическое движение

«Бесполезный предмет – музыкальное занятие: два притопа, три прихлопа, не серьезно. Зачем вообще нужна эта музыка? В музыкальную школу мы не пойдем. Это не наша стихия, в наши планы это не входит. А у наших знакомых ребенок музыкальную школу закончил, а к инструменту все равно не подходит» - вот лишь некоторые мысли, основанные на чьем-то горьком опыте, чьей-то некомпетентности. А приводят эти мысли к следующему: «сегодня можно музыкальное занятие пропустить, не велика потеря».

Но почему же тогда в США и в Японии музыку вводят как ежедневный урок, начиная с детского сада? Знания о том, какие возможности открывает музыка перед развивающимся ребенком, заставляет прогрессивных педагогов относиться к ней очень серьезно.

Нейропсихологи считают, что музыкальные способности – часть биологического наследия человека, они есть у каждого здорового ребенка. Нельзя дать им пропасть, потому что,  подавляя развитие каких-то отдельных способностей, мы тормозим развитие  всех  способностей, которые заложены природой в ребенке.

Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – музыкальное движение. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.

Сначала это происходит с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Для музыкального движения на занятии  очень важен выбор репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. «Осенняя песня» П.И. Чайковского – это бесконечная тоска и безысходность взрослого человека.

Тело ребенка в момент звучания этой музыки не сможет откликнуться, он не понимает, не чувствует. Хотя эта музыка и включена в дошкольную программу по музыкальному воспитанию, на мой взгляд, она не для детей.

Можно двигаться под музыку Шумана «Порыв». Можно, но зачем? Ведь эта пьеса о первой юношеской любви, ее порывах, отчаянье. Разве тело пятилетнего ребенка способно откликнуться на такие чувства? Нет. А значит, эта музыка пройдет мимо его души, его сознания.

 Как же решить сложную задачу выбора произведений для музыкально-ритмического движения? Нужно выбирать музыку, которая будет  побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.  

Наша задача состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки. Зачем это нужно? Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

Сегодня мои ученики, которые провели со мной в «Крошке Ру» свои первые пять лет жизни, все до единого очень талантливы и развиты. Их движения на музыкальном занятии и в жизни умны, выразительны, красивы. Сегодня они не только способны участвовать в музыкальных спектаклях, но и самостоятельно принимать решения как более точно передать с помощью движения  тот или иной образ.

Они не безразличны, им интересно и важно все в нашей совместной работе. Эти дети великолепны! А я могу только поблагодарить родителей этих детей за доверие.
Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!