08.08.2013

Музыкальная деятельность и умственное развитие детей.

- Как вы полагаете, когда должно начинаться музыкальное воспитание ребенка и с чего его начинать: с классики, эстрады, специальной детской музыки?
- С какого возраста ребенка лучше всего обучать играть на музыкальном инструменте?
- А есть ли музыкальные способности у моего ребенка и надо ли его учить музыке?
Эти вопросы чаще задают родители, которые предполагают в будущем заниматься серьезно музыкой со своими детьми.
А если Вы не хотите, чтобы Ваш ребенок стал пианистом, скрипачом, певцом? Вы мечтаете, чтобы он увлекался математикой, физикой, шахматами. Нужно ли тогда тратить время на музыкальные занятия?
Просто необходимо! 

Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

Оказывается, ребенок, который практически занимается музыкой - думает, чувствует и развивается иначе, чем тот, который о ней лишь говорит или просто слушает. Музыкальные занятия в дошкольном возрасте способствуют формированию качеств и способностей, которые, безусловно, пригодятся в школьные годы.

Что же это за качества и способности?:

  • слуховое внимание, внимание к звуку;
  • внимание к слову, проникновение в суть дела;
  • внимание к окружающему миру;
  • владение интонационными возможностями речи;
  • образное мышление;
  • пространственные представления;
  • богатство и тонкость эмоциональных реакций, подвижность ума и души;
  • двигательные навыки;
  • культура движений;
  • слуховая и зрительная память;
  • социальные навыки (через сотрудничество в игре, в театрализованных постановках);
  • готовность к поиску творческих решений;
  • умение концентрироваться и расслабляться.

Занятия музыкой, пением, танцами, театром помогают ребенку найти душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность.

Особое, пристальное внимание на музыкальных занятиях всегда уделяется развитию и укреплению ритмической системы ребенка, что является залогом успешной учебной деятельности на протяжении всех дальнейших школьных лет. 

Музыка (мир музыкальных звуков) – сильнейшее по силе воздействия искусство. И педагоги по музыкальному развитию в «Крошке Ру» стараются, чтобы погружение в эту стихию было тактичным, уважая ребенка как личность и не позволяя себе вталкивать его туда насильно.

Вначале необходимо:

  • “Подобрать ключи” для вхождения в страну музыки;
  • “Зажечь”, “заразить” желанием ребенка овладеть языком музыки.

Развивая ребенка, работая с ним в хорошем темпе, насыщая занятия активной музыкальной деятельностью, ни в коем случае нельзя торопить и добиваться быстрого результата. Нередко, например, дети, которые не поют (рта, можно сказать, не открывают), в один прекрасный день начинают петь сразу совершенно чисто. 

А дети, которые, кажется, и не глядели в сторону педагога, оказывается, помнят год спустя и подсказывают слова песен, которые другие уже забыли. А те, которые двигались так, что без слез не взглянешь (никогда не получая замечаний по этому поводу), в самый неожиданный момент, становятся достаточно грациозными и выразительными.

Секрет успеха – терпение и грамотно выстроенные музыкальные развивающие занятия, основу которых составляют следующие виды музыкальной деятельности:

  • пение;
  • слушание;
  •  музыкальные ритмические движения;
  •  игра на музыкальных инструментах.


Пение как вид деятельности – явление очень непростое и зависит от нескольких факторов:

  • Наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей (у большинства детей они очень скромные или их нет);
  • Окружающая музыкально-творческая среда дома и в детском учреждении. При её отсутствии музыкальный слух “спит” и бывает долго не разбужен.

В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив. Поэтому, чем раньше прививаются естественные навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом.


Работа над пением помогает:

  • Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;
  • Научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом;
  • Приобщиться к искусству петь и испытать на себе его оздоровительные возможности;
  •  Активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушария мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;
  • Активно развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
  • Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки. Голос становится более устойчивым и выносливым.
  • Способствует развитию музыкальных способностей: слух, память, чувство ритма.
  • Уникальное средство для устранения дефектов речи (логоритмические напевки).

И сегодня эта проблема требует привлечения внимания не только медиков и логопедов, но и музыкантов. Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани).Это происходит благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и зона, отвечающая за движения кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны.

Еще в древности люди знали, что буква и нота – родные сестры образования.

На первом этапе в музыкально-певческом воспитании детей в «Крошке Ру» уделяется внимание развитию выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.

Часто в жизни бывает так: человек слышит, но не может петь; видит, но не может рисовать, повторить даже простейшие танцевальные движения. Все дело в том, что у человека часто отсутствует координация между голосом и слухом, глазом и рукой. Это приводит к отсутствию способности к творческому самовыражению и, как следствие, к заторможенности, замкнутости и другим личностным проблемам. Главная задача на первом этапе работы – увлечь, заинтересовать, снять “тормоз”, добиться хоть минимального успеха в их творческом самовыражении.

Следующие этапы в работе направлены на развитие артикуляции и дикции, техники дыхания для формирования красивой, разборчивой и осмысленной речи. Красивый звук, точные движения, положительные эмоции – всё это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей. 

И как результат, дети с разными способностями, физическими возможностями и даже разным уровнем здоровья развивают слух, голос, восприимчивость к обучению, эмоционально раскрепощаются, что в целом способствует не только их музыкальному, но интеллектуальному, духовному развитию. 

Такие дети обладают развитым вниманием, готовностью к изучению иностранных языков, они дисциплинированны, умеют трудиться и готовы к обучению в школе.
Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!