07.08.2013

Когда ребенок начинает говорить? Речевое развитие ребенка.

 

Ответ на этот непростой вопрос уже много десятилетий пытаются найти психологи, лингвисты и философы. Каким образом младенец получает информацию о языке, и начинает говорить сам? Уже давно стало ясно, что очень важную роль в этом процессе играют взрослые, проводящие большую часть времени с малышом в первые годы его жизни. Именно они – мамы, бабушки или няни – часто не задумываясь об этом, становятся первыми учителями. И от того, как они общаются с ребенком, во многом зависит его дальнейшее речевое развитие.

Откуда же мамы могут знать, как нужно учить ребенка говорить, ведь не у всех же есть педагогическое образование? Оказывается, педагогом тут быть совсем не нужно, иногда это даже мешает. Хорошая мама интуитивно чувствует, что нужно для развития ее ребенка, и ее поведение во время общения с малышом мало поддается сознательному контролю. В области общения матери и младенца остается так много необъяснимых фактов, что некоторые исследователи предполагают, что оно основывается на экстрасенсорном восприятии или на телепатии.

Обычно родители начинают беспокоиться о том, правильно ли развивается речь ребенка, когда ему исполняется 1,5 – 2 года. В этом возрасте разница в уровне речевого развития между детьми очень велика. Кто-то уже говорит целыми фразами, а кто-то только осваивает первые слова. Родители, как правило, не связывают речевые успехи или неудачи малыша с доречевым периодом его жизни, и напрасно. В возрасте до года мама и папа могут, как стимулировать, так и тормозить речевое развитие ребенка. 

Лингвисты, изучавшие взаимодействие мам и младенцев, выяснили, что в большинстве семей, где речь ребенка хорошо развивалась, мамы использовали одинаковые стратегии в общении с детьми. 
Совсем крошечный ребенок, в возрасте всего нескольких месяцев, с помощью мамы осваивает первые умения, из которых позднее получается диалог: умение обратить на себя внимание, умение ответить (пока только улыбкой или взглядом) на обращенные слова, умение отказаться от общения. Беседуя, люди говорят не одновременно, а по очереди. Общаясь с мамой, ребенок учится этому обмену, используя улыбку, жесты и различные звуки. 

Обычно считают, что малыш осваивает язык на основе имитации, то есть, пытаясь подражать тому, как говорят взрослые. Оказывается, взрослые имитируют детей в три раза чаще, чем дети взрослых. Как же это получается? Просто мама радуется тому, что ребенок сказал «агу», улыбается и повторяет то, что произнес малыш. А малыш снова повторяет то, что произнесла мама. Эта игра в обмен и есть первый диалог – фундамент, на котором строится речь. И именно этого фундамента не хватает детям, которые испытывают дефицит материнской заботы, например, в доме ребенка.

 «Посмотрите, он мне улыбнулся!» - говорит мама малыша, которому еще нет и семи дней – мама считает, что малыш уже осознанно хочет с ней общаться. Ее радость по поводу улыбки малыша становится очень важным стимулирующим фактором. Для того, чтобы научиться говорить, ребенку нужно захотеть общаться со взрослым, а взрослый должен с любовью поддерживать это желание. 

Если на улыбки, крики и взгляды ребенка никто не реагирует, то попытки младенца начать общение быстро затухают. Заменой общения становится, например сосание пальца или монотонное раскачивание в кроватке. Эта ситуация иногда возникает не только в доме ребенка, но и в семье, причем родители часто создают ее вполне осознанно, боясь избаловать ребенка своим вниманием. Но для полноценного речевого развития ребенка необходима очень простая комбинация: мама любит малыша и хочет доставлять ему радость, а малыш отвечает ей желанием общаться. Постепенно этот процесс общения потребует каких-то других средств, кроме улыбок, взглядов и жестов, и тогда ребенок произнесет свои первые слова. 

Все знают, что с малышом необходимо разговаривать, но, как и о чем? Оказывается, материнская речь особым образом настроена на языковые возможности ребенка и изменяется в зависимости от уровня развития малыша. Речь мамы содержит очень много вопросов, обращенных к малышу (даже если еще рано надеяться на ответ), это помогает вовлечь ребенка в процесс общения. К тому моменту, когда ребенок сам начинает задавать вопросы, количество вопросов в речи мамы уменьшается. 

Было установлено, что если речь взрослого, обращенная к ребенку раннего возраста слишком сложна, то малыш не обращает на нее внимания. Поэтому обычно материнская речь состоит из очень простых, но правильных предложений с большим количеством повторов. Интересно, что взрослые и даже дети 4-6 лет используют такую упрощенную речь не только в общении с младенцами, но и с иностранцами, а также с домашними животными. 

Часто взрослые, общаясь с малышом, используют и различные облегченные слова из так называемого «языка нянь», такие как «бяка», «ляля» и т.д. Хорошо это или плохо? Во многих семьях обходятся и без таких слов, но для некоторых малышей «язык нянь» становится необходимым мостиком к языку взрослых. В этом случае то, что родители стараются использовать в общении только «взрослые» слова может тормозить речевое развитие ребенка. Поэтому тем, кто не хочет излишне «сюсюкать» можно посоветовать использовать параллельно как правильные слова, так и «облегченные»: «Посмотри, это ав-ав, собачка!».

Очень важно для речевого развития малыша и то, что мама всегда говорит о том, что происходит здесь и сейчас, вслух комментируя все, что видит, слышит, чувствует, о чем думает. Мама может также описывать действия ребенка, как бы подсказывая ему необходимые слова. Задав ребенку вопрос, мама делает достаточно длительную паузу и вопросительно смотрит на малыша. Эта пауза для того, чтобы малыш ответил. Интересно, что мамы, стимулирующие речевое развитие детей, начинают оставлять в разговоре время для ответа ребенка еще задолго до того, как малыш действительно может что-то сказать.

Но если слышать речь взрослого так важно для развития, может быть, достаточно поставить рядом с кроваткой музыкальный центр и ставить ребенку диски со сказками? Нет, для малыша важна не только речь сама по себе, а вся ситуация общения: мамино выражение лица, ее прикосновения, то, что внимание мамы и малыша направлено на один и тот же предмет. Важно и настроение, с которым вы общаетесь с ребенком. Дети депрессивных мам заражаются их состоянием и начинают отставать в развитии. 

Так кто же все-таки учит ребенка говорить, может быть, мама? Современный ответ на этот вопрос такой: ребенок сам строит свою языковую систему, а мама, папа, бабушка и дедушка – это опытные помощники - «носители языка», которые создают для этого все условия.

 

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!