30.01.2017

Как ребенку научиться решать конфликты со сверстниками

Человек - существо социальное. Испокон веков люди жили общинами или большими семьями. В те времена дети не испытывали недостатка в общении со сверстниками и взрослыми. Но в современном мире каждая маленькая семья находится в своеобразной изоляции. При этом потребности детей в общении и социализации остаются актуальными. Для благополучной жизни и успешной карьеры им необходимо усвоить правила и нормы общества. Для дошкольников своеобразной «школой жизни» становятся игры на детской площадке, встречи с детьми друзей, всевозможные клубы раннего развития и детский сад. Общение коллективе сверстников учит малышей трудиться и играть вместе. Ребенку необходимо выполнять определенные правила игры, чтобы быть принятым в детское общество. Одновременно с этим нужно получать навыки самоуважения и самозащиты, уметь отстаивать свое мнение.

Желание общаться со сверстниками приходит к малышам уже в возрасте около трех лет. Уже в это время малыш начинает испытывать острую потребность как можно больше времени проводить с товарищами на детской площадке. Однако, в связи с отсутствием навыков общения, иногда малыш может драться, «жадничать» или отнимать чужие игрушки. Совсем не нужно этого бояться. Войдя в детскую среду, ребенок быстро к ней приспособится. Задача родителей здесь – помочь малышу, объясняя, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым.

Дошкольный возраст - самое подходящее время для формирования коммуникативных качеств ребенка. В этом возрасте дети много общаются со сверстниками и у них закладывается фундамент будущих отношений с социумом. Социальное воспитание в этом возрасте происходит в процессе игры, беседы, обсуждения поступков ребёнка, расширения кругозора и чтения. Именно в процессе игры дети узнают о принципе построения отношений между людьми и осознают трудовую деятельность. В своих играх чаще всего малыши имитируют поведение взрослых. Именно так дети учатся находить решения в различных жизненных ситуациях, в том числе и решать конфликты. Поэтому станьте для своего ребёнка образцом для подражания. Показывайте, как нужно реагировать в сложных ситуациях, даже если вы огорчены, и при каждой возможности обсуждайте эти ситуации с детьми.

Исследования показали, что дети, обладающие навыками разрешения конфликтов, не только реже участвуют в физических и словесных стычках в школе, но и склонны мирно разрешать споры с другими людьми. Умение решать конфликты также дает детям понять, что общение — достаточно эффективный способ выхода из спорных ситуаций.

Маленькие дети, которые ещё недостаточно хорошо владеют речью, а значит, не имеют возможности договориться со сверстником, часто применяют физическую силу. Хоть взять на себя роль судьи для родителей является самым быстрым и эффективным решением в такой ситуации, этот метод не поможет детям усовершенствовать умение решать споры самостоятельно. Дети сами могут научиться правильному поведению, «наказанные» чувством вины или временным разрывом отношений с друзьями. Самостоятельно принимать решения ребёнок может научиться, только если у него будет такой опыт.

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Но чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты, детей необходимо обучать:

1. сотрудничеству или умению формировать коллектив;

2. общению или умению слушать, говорить, наблюдать;

3. самоутверждению, или умению формировать положитель­ные чувства к себе и другим;

4. творческому разрешению конфликтов или умению решать проблемы и конструктивно реагировать на них.

В Центрах и Студиях «Крошка Ру» для формирования вышеуказанных навыков мы прибегаем к помощи поучительных спектаклей. В домашних условиях вы также сможете разыграть для малыша представление, в котором его любимые игрушки будут попадать в конфликтные ситуации и правильно из них выходить. Ведь эмоциональная составляющая очень сильно влияет на восприятие информации детьми дошкольного возраста. Все, что сказано или сделано персонажами, к которым ребята питают теплые чувства воспринимается порой даже более авторитетно, нежели слова взрослых.

Любите своих детей и позвольте им поверить, что их окружают добрые люди.


Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!