13.08.2013

Игра и ее роль в развивающих занятиях

 

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. 

Занятие – это организованная игра, являющаяся особой формой педагогического процесса, наиболее эффективный вид обучения, направленного на приобретение детьми знаний и умений, без которых невозможно их нормальное развитие. Занятия способствуют активизации высших психических процессов и пробуждают саму способность обучаться, то есть воспринимать, понимать, запоминать и воспроизводить материал. На занятиях вырабатываются необходимые навыки поведения. Именно на занятиях (в отличие от различных типов самостоятельной детской деятельности) формируются те умения, которые без специальных обучающих воздействий не развиваются.

В организованной игре или на занятии педагог может целенаправленно руководить деятельностью ребёнка, обращать его внимание на то, что нужно запомнить и усвоить. К малышу предъявляются всё более усложняющиеся требования, ему приходится соблюдать определённые правила, а это способствует становлению навыков нормативного поведения.

Во время занятий, в процессе совместной работы, складываются положительные взаимоотношения между детьми. Обучить ребёнка чему-то - это цель, которую ставит перед собой педагог. Маленький же ученик достигает поставленной взрослым цели, побуждаемый в основном своим желанием действовать. 

Малыш - деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях к ребёнку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное становление. Сила, ловкость, быстрота, координация – показатели правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. И только постепенно, под влиянием обучения, у малышей появляется осмысленное стремление достичь определённых результатов.

Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но всё это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание.

Ранний возраст является самым благоприятным временем для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная ёлка плачет и просит помощи.

Малыш всё понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. 
Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зёрна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. На занятиях ребята получают свой первый опыт практических действий с предметами: будь то предмет сложной формы (матрёшка, бочонок, куб, шар) или природные материалы (камешки, песок, вода ). Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие способности, развивают воображение, мелкую моторику. Проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через воронки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Всё это служит своего рода точкой отсчёта в систематизации элементарных знаний об окружающем мире.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путём приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может ещё и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой жёлтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные. 

Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путём наложения, можно переходить к задаче выбора по образцу ( к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нём. Благодаря этому, дети могут не только применять цвет в своей деятельности, игре, но и использовать его как сигнал к действию в быту( например, понимать сигналы светофора).

Важную роль играет цветовая характеристика материала с которым играет ребёнок! Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть тёмным или светлым( хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Малейшая примесь серого делает цвет «грязным».
Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия и развивающие игры несут в себе большой энергетический заряд для ваших малышей.

 

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!