24.08.2013

Детское экспериментирование

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. 

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи Монтессори-педагогики. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития. 

В «Крошке Ру» созданы и успешно применяются в рамках занятий в Монтессори-классе программы: «Детское эксперименти-рование» и «Окружающий мир». Дети становятся участниками экспериментов с водой, воздухом, светом, различными материалами: дерево, бумага, резина, стекло, металл, камень. В процессе занятий проходят наблюдения за действием магнита и сил притяжения. 

В ходе экспериментирования с растениями дети знакомятся с миром живой природы. Каждое занятие разделено на две части. Организация учебного процесса такова, что каждый ребенок имеет возможность после коллективной работы и обсуждения поэкспериментировать самостоятельно. Материал для работы останется, и на следующем занятии ребенок сможет продолжить заинтересовавшую его деятельность.

Это происходит на занятиях, а можно ли экспериментировать дома?
Петербургская осень уже заканчивается. Скоро зима вступит в свои права. Солнышко все реже и реже радует нас. Идет снежок или моросит дождик, дует пронизывающий ветер. Мы, подчиняясь погоде, вынуждены сокращать продолжительность прогулок, а иногда и вовсе от них отказываться. Время, проводимое ребенком дома, увеличивается. Чем заполнить непогожий день? Как организовать свое общение с ребенком? Как получить взаимную радость от общения? Какая деятельность будет интересна и вам, и вашему малышу?

В каждой семье на эти вопросы ответят по-разному. Мы будем рады узнать о ваших открытиях и находках. Я же отвечу на эти вопросы так: «Давайте экспериментировать!»
 

Идея первая. Растянутый рисунок.

Материалы:
  • Картинка из журнала.
  • Ножницы.
  • Клей.
  • Бумага.
 
Творческое задание.
  • Разрежьте картинку на четыре полоски
  • Разложите ее на бумаге, оставляя пустые пространства между полосками
  • Приклейте полоски к бумаге. Посмотрите, как растянулась картинка, и отметьте про себя, что чувствует глаз, когда смотрит на растянутую картинку.
Комментарии. 
Растянутый рисунок является оптической иллюзией или обманом, который предлагают мозгу глаза. Глаза не привыкли видеть картинку, которая разделена на полосы, тем более расположенные на расстоянии друг от друга. Мозг получает эту непривычную картинку и старается придать ей смысл, «заполняя разрывы» и пытаясь придать ей нормальный вид.

Варианты.
  • Найдите две одинаковые картинки. Сравните ощущения от растянутого и не растянутого изображения
  • Разрежьте картинку на большее количество полосок
  • Разрежьте картинку на волнистые и зубчатые полоски.
 

Идея вторая. Опыт с яйцом и водой.

Материалы:
  • Две одинаковые банки с водой.
  • Два яйца.
  • Поваренная соль, ложка.
 
Работа с материалом.
  • Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет.
  • В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать.
  • Опустить второе яйцо. Оно будет плавать.

Комментарии. 
Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо.

Варианты. 
Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.
 

Идея третья. Растворы, смеси, взвеси.

Материалы:
  • Соль, сахар, подсолнечное масло, крахмал.
  • Четыре стаканчика с водой.
  • Ложка, пипетка.
 
Работа с материалом.
  • Ложкой положить сахар в стакан и размешать. «Сахар исчезнет».
  • То же самое проделать с солью.
  • Накапать пипеткой масло в стакан и взболтать ложкой. Масло образует капельки на поверхности воды
  • В четвертый стакан положить крахмал и размешать. Образуется однородный непрозрачный раствор, через некоторое время крахмал осядет на дно стакана.

Комментарии. 
Соль и сахар растворяются в воде. (Этот процесс вызывает большой интерес у детей 2-4 лет.) Масло не смешивается с водой. Крахмал и вода образуют взвесь.

Варианты. 
Попробовать добавлять в воду другие вещества. Например, муку, молотый черный перец, песок, манку и т.п. У детей вызывает большой интерес и обратный процесс. «Исчезнувшие» соль и сахар появляются вновь после выпаривания, а крахмал после фильтрования взвеси.

Надеюсь, что Вы и Ваш ребенок получите удовольствие от этой увлекательной и полезной совместной деятельности.
Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!