18.10.2016

Что за прелесть эти сказки!

Воробьева Ирина Аркадьевна, педагог высшей категории.
Ведущий специалист студии "Крошка Ру", г. Челябинск


«Что за прелесть эти сказки!»

В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они – богатство наше.

(В. А. Жуковский)

 

          Современные дети редко слышат народную сказку. Так, как слушали ее дети старших поколений. Родители не тратят свое драгоценное время, ведь есть телевизор, компьютер. Если б знали они, какой шанс узнать, понять и воспитать своего малыша упускают!

Сказка - это самый верный и короткий путь к разуму и сердцу ребенка (как игра). С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку многие навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми и, конечно, обучить наукам.

Детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым захватывающим интересом слушают и читают сказки. С ней ребенок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всем и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудес интригует ребенка, и интерес к сказке у него не снижается.

Они покоряют богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах-самолетах, в одну ночь осушают болото, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям.

Для ребенка сказка - это мир, в котором он живет. Каждый сантиметр пространства вокруг себя он населяет удивительными маленькими и большими существами; самые обыденные предметы в его сознании живут своей собственной, насыщенной и интересной жизнью.

«Сказки составляют для ребенка особый мир, который дети воспринимают активно. Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы научить себя, измерить, оценить свои возможности». ( Д. Родари).

Сказка - средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.

« Волшебная сказка оставляет нам полную свободу в решениях, включая и свободу желаний что - либо делать или не делать. Это наше личное дело, хотим ли мы устроить нашу жизнь, по образцу, заданному сказкой, или хотим просто наслаждаться фантастическими событиями, о которых она повествует». (Бруно Беттельгейм «О пользе волшебства»).

В последнее время педагоги, психологи и родители много говорят о развитии индивидуальности ребенка. Поэтому стоит сосредоточиться на творческом характере деятельности детей и роли творчества для развития мышления, воображения, восприятия, базированных на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики и образного видения каждого.

Таким образом, сказка является одним из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости оттого, что он что - то создает.

Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять и рассказывать. Рассказывание и сочинение сказки - это искусство, которому нужно обучать.

Знакомя детей со сказкой, можно в интересной увлекательной форме решать задачи:

-       формирование познавательных интересов;

-       воспитание коммуникативных навыков;

-       развитие творчества, образного и логического мышления;

-       знакомство с русским фольклором.

У детей формируется устойчивый интерес к сказке, желание не только слушать, драматизировать, но и сочинять собственные, что в свою очередь влияет на личностное становление ребенка, формирует чувство уверенности, успешности, активности, значимости и т.д.

Сказки развивают чувства и отношения. Сказки формируют у детей и положительные, и отрицательные эмоции. Они воспитывают стремление к правде и справедливости; ненависть к угнетателям; любовь к людям, животным, растениям; неприязнь к чванству, надменности, злобе (например, к жестокой мачехе, выгнавшей бедную босую падчерицу на мороз). Они рождают любовь и сочувствие к малым, слабым и старым.

На основе этих, возникающих у ребенка чувств складывается и укрепляется его благожелательное отношение к людям, животным, растениям.

Сказки формируют так же и положительные черты характера, например, настойчивость - герой неутомимо преодолевает одно препятствие за другим, не падая духом даже в самых трудных обстоятельствах. Сказки учат самостоятельности, смелости, бесстрашию. Каждый знает как необходим, ребенку живой образ героя (героини), например, который был бы ему близок и понятен без голой, сухой морализации.

Сказки ненавязчиво учат сметливости, находчивости, умению побеждать зло, юмору. Чувство юмора - великий дар, народные сказки помогают развить его.

Сказки полны поэзии и красоты. Ребенок открывает свое сердце сказкой в возрасте, примерно, до восьми лет, живет и очарован ими. Он воспринимает их красоту и в нем самом рождается эстетическое чувство.

В сказках добро и зло резко разграничены. Люди в них так же либо добры, либо злы. Это, бесспорно, примитивный подход, но в нашем случае он соответствует еще не зрелому мышлению ребенка. Жизнь вскоре сама исправит навеянный сказками взгляд, но как хотелось бы, чтобы воспитанное ими чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Тот, кто в детстве не читал и не слушал сказок, в зрелые годы не будет способен к творчеству, утверждают исследователи, изучающие влияние сказок на развитие человека.

"Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени." ( Дж. Мартин )


Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!