14.10.2016

Адаптация и социализация детей-дошкольников


Затылкина Анна
Специалист по развитию детей Центра раннего развития "Крошка Ру" г. Пенза


Адаптация и социализация детей-дошкольников

Рано или поздно почти каждый родитель задумывается о том, что ребенку уже пора посещать дошкольное учреждение. Но многих терзают сомнения: стоит ли отдавать ребенка в детский сад или в студию развития, или, может быть, лучше оставить его с бабушкой до школы?  Общение с бабушками и дедушками, безусловно, необходимо и очень благотворно влияет на развитие детей, однако, оно не может полноценно заменить общение с группой сверстников и другими взрослыми. Давайте разберемся в этом вопросе.

Зачем малышу общение?

Человек - существо социальное. Исторически сложилось так, что люди жили общинами, большими семьями, и у детей не было недостатка в общении со сверстниками и взрослыми. Но современная жизнь такова, что мы разделены, и каждая маленькая семья находится в своеобразной изоляции в своей квартире. Однако потребности детей в общении и социализации никуда не исчезли. Им предстоит жить в обществе других людей, а значит усвоить его правила и нормы. Для детей дошкольного возраста "школой жизни" становятся игры на детской площадке, встречи с детьми друзей, всевозможные клубы раннего развития и детский сад. Общение в детском коллективе учит малышей жить в обществе – подчиняться его требованиям, трудиться и играть вместе, добиваться общей цели. Если кто-то не хочет выполнять правила - его просто не примут в игру. Кроме того, ребенку необходимо получать навыки самоуважения и самозащиты, уметь отстаивать свое мнение.

Хочу, но не умею!

В возрасте около трех лет ребенок уже хочет общаться в коллективе сверстников. Он будет тянуть маму на площадку, где играют другие дети. Но часто, еще не имея навыков общения, малыш может драться, "жадничать" и отнимать чужие игрушки. Не стоит этого бояться. Войдя в детскую среду, ребенок обязательно приспособится к ней, постепенно перенимая ее правила и нормы. А взрослые должны помочь ребенку, объясняя, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым.

Почему дошкольный возраст?

Дошкольный возраст - самый лучший для формирования коммуникативных и морально-нравственных качеств ребенка. В этом возрасте ребенок все больше общается со сверстниками и у него закладывается фундамент будущих отношений с социумом. Основные виды социально воспитания в дошкольном возрасте - это: игра, беседа, обсуждение поступков ребёнка, расширение кругозора и чтение.  Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы, взрослые, предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д. Такие игры полезны тем, что играя, малыш учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

Мама, не уходи!

Самый сложный период как для детей, так и для родителей и педагогов - период адаптации, когда ребенок только начинает посещать дошкольное учреждение. Часто поведение малыша меняется: многие дети становятся беспокойными, плакси­выми, замкнутыми, грубят и упрямятся. Такое тревожное состояние и эмоциональная напряженность связаны с изменением привычных условий, с отсутствием близких людей. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. Малыш плачет, когда видит уходящих родителей, и в мамином сердце поселяется тревога. Однако, не стоит сильно переживать, ведь период адаптации - естественный процесс. Важно помочь ребенку пройти через него как можно более мягко. Для этого родителям важно самим быть спокойными, так как беспокойство близких передается ребенку. Рассказывайте малышу о детском учреждении, сколько там нового и интересного, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал. Чаще обнимайте ребенка, говорите как он вам дорог и как вы его любите. Приучайте малыша к самостоятельности, поощряйте попытки самостоятельных действий. Когда ребенок привыкнет к дошкольному учреждению, каждый день он с радостью будет получать новый опыт общения.

Возможности адаптации и социализации в Крошке Ру.

В «Крошке Ру» есть прекрасная возможность для малышей общаться в коллективе сверстников. Мини-сад Крошки Ру прекрасно подходит для адаптации и социализации ребенка. Во-первых, группы неполного дня посещают не более 8 детей: малышам легче привыкнуть друг к другу и педагог может уделить внимание каждому ребенку. Во-вторых, детям не будет скучно, потому что их ждут разнообразные интересные занятия, как творческого, так и развивающего характера. В-третьих, у ребят есть возможность посещать различные праздники и фестивали. Веселая обстановка позволяет детям раскрепоститься и найти новых друзей.


Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!