20.10.2016

Мама рядом, или почему так важно присутствие близкого человека на занятиях для малышей.

Инна Половинкина,
педагог Cтудии раннего развития «Крошка Ру», г. Таганрог


Как только ребенок сделал свои первые самостоятельные шаги, мир существенно меняется для него. У малыша появляются новые возможности для исследования окружающего мира. Поэтому Крошка Ру предлагает начинать заниматься с малышами, которые уже научились самостоятельно ходить.

Наши занятия не предполагают опережающего интеллектуального развития. Главную задачу мы видим в том, чтобы создать условия, которые помогут малышу получить социальный опыт, необходимый для дальнейшей познавательной деятельности. Одним из таких условий, является обязательное присутствие мамы или другого близкого человека на занятии.

Раннее обучение и развитие во взаимодействии малыша с мамой направлено на достижение двух целей: — создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка; — создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между мамой и малышом.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей, без правильного понимания его возможностей. Именно мама способна формировать познавательную активность ребенка, а в группе и под руководством ведущего группы этот процесс происходит наиболее успешно.

Каким же образом мама формирует познавательную активность малыша? С года до трех – период очень интенсивного обучения, активного усвоения навыков. В это время ребенок активно всему учится. Мы все знаем, чтобы что-нибудь получилось, оно должно сначала сто раз не получиться.

Для того, чтобы начать ходить, малыш должен сначала двести тысяч раз «плюхнуться», но обратите внимание, что у деток в этом отношении очень высокая выносливость к неудаче. У него может не получиться сто раз, и он все равно не отчаивается. Или вот, например, на занятии полуторагодовалый малыш сидит и надевает колесико на пирамидку. Раз у него не попало, два не попало, три… Если бы у нас с вами столько раз что-то не получилось, мы бы уже решили, что это не для нас, мы не будем, не хотим, пусть сами все делают и так далее. А он снова и снова, снова и снова надевает. То есть у него какая-то нереальная выносливость, толерантность к разочарованию, к тому, что не получается, к неудаче. Возникает вопрос: за счет чего? Как он вообще так может? Давайте внимательно понаблюдаем за работой того самого малыша, увидим, как он обеспечивает себе эту вот выносливость.

Вот он надевает, надевает, надевает, в какой-то момент это превысило его способность справляться, это уже чересчур. И колесико упало, укатилось и он еще ударился. Что делает малыш? Да, он сразу же идет к родителю, к тому взрослому, который с ним рядом. Он плачет, он прижимается к коленям, он просится на руки, он просит тишину. И как только мама его берет на руки, он успокаивается, то есть он обращается ко взрослому за такой помощью, которое психологически называется «контейнирование».

«Контейнирование» это когда другой человек создает для нас такой психологический «кокон» своими объятиями, своей защитой, заботой. Психологический «кокон», в котором мы можем прожить свои негативные чувства. В это время очень важно, чтобы мы могли прожить свои негативные чувства, не смотреть по сторонам, не заботиться о том, как мы выглядим, как мы себя ведем,— ничего этого. Нам важно, чтобы в это время нас закрыли в этот «кокон», защитили. Тогда все переживания выражаются, все гормоны стресса, которые выделились у нас при столкновении с чем-то неприятным, выходят со слезами, и происходит такое полное восстановление. Не остается последствий, не остается травм. Для того, чтобы у ребенка была познавательная активность, чтобы она действовала, очень важно, чтобы у него был такой прочный тыл. Когда он сталкивается с чем-то, что его слишком пугает, что делает ему больно, что вызывает у него какое-то разочарование, обиду, то очень важно, чтобы у него было куда вернуться.

Наличие родителя как такого места, куда можно вернуться и успокоиться – важнейшее условие, чтобы у ребенка формировалась познавательная активность. То есть малыш – активный, открытый миру, любознательный – только тогда, когда он спокоен, когда он знает, что где-то там поблизости есть свой взрослый, к которому в случае чего можно прибежать и обратиться.

А если близкий взрослый часто ненадежен, он не «контейнирует», а говорит «справляйся сам», то, что происходит с познавательной активностью? Она не развивается, она снижена. И мы получаем уже к школьному возрасту ребенка, у которого нет привычки интересоваться миром. У него все силы уходят на преодоление стресса. Когда у малыша сильные чувства, а мы понимаем, что для ребенка отсутствие своего взрослого или его исчезновение – это состояние сильного стресса, ребенку сложно.

Основоположники теории привязанности Джон Боулби и Мария Эйнсвотс , утверждали: «развитие происходит с точки покоя». Дети растут и развиваются тогда, когда мы создаем разнообразную среду, покой, чувство защищенности и окруженности заботой. И когда ребенок находится в этой точке покоя, когда он уверен, что ему ничего не грозит, что взрослый за его спиной, ребенок начинает развиваться.

Поэтому очень важно, чтобы на занятиях мама не просто присутствовала, а была точкой опоры для своего ребенка. Наши занятия для малышей помогают родителям выстроить такие гармоничные эмоциональные отношения со своим ребенком, чтобы он вырос любознательным, активным и счастливым.


Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!