21.09.2016

Занятия по системе Монтессори в "Крошке Ру"

«Крошку Ру»  нельзя назвать классической Монтессори-школой. Почему?

Во-первых, потому что занятиям с развивающими материалами, которые придумала доктор Мария Монтессори, посвящен не весь учебный день, а только полчаса. Мы решили, что для занятий музыкой, живописью, английским языком в «Крошке Ру»  лучше использовать другую, более традиционную форму.

У НАС НЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ МОНТЕССОРИ-ШКОЛ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.

Но, несмотря на то, что мы не совсем Монтессори-школа, те полчаса, которые дети проводят в развивающей среде, позволяют полностью погрузится в уникальный мир Монтессори педагогики.
То, что происходит в Монтессори-классе непривычно для большинства родителей, и часто требует дополнительных объяснений. Ведь система Монтессори – это не только развивающие пособия, это особое отношение к процессу развития ребенка. Поэтому давайте вместе посмотрим, что писала о принципах своей педагогики Мария Монтессори, и как ее взгляды на обучение детей помогают нам сегодня организовывать занятия.

«НИКОГДА НЕ ТРОГАЙ РЕБЕНКА, ПОКА ОН К ТЕБЕ НЕ ОБРАТИТСЯ».

Тому, кто привел на занятия малыша, иногда бывает очень трудно принять мысль, что в этом классе взрослый – только ассистент, помощник ребенка, а не учитель в привычном смысле. Мы просим родителей дать ребенку возможность самому выбрать себе занятие, и не прерывать его работу. Взрослый в Монтессори-классе не учит, а мягко направляет интерес ребенка к тем областям, которые полезны для развития, создает условия, благодаря которым ребенок сам делает открытия. Почему это так важно? Оказывается, развитие ребенка происходит только тогда, когда ему нравится то, чем он занимается. Заставить развиваться насильно невозможно.

«НИКОГДА НЕ ГОВОРИ О РЕБЕНКЕ ПЛОХО, НИ ПРИ НЕМ, НИ БЕЗ НЕГО».

«КОНЦЕНТРИРУЙСЯ НА РАЗВИТИИ ХОРОШЕГО В РЕБЕНКЕ, ТАК ЧТО В ИТОГЕ ПЛОХОМУ БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ МЕСТА».

Уважение к ребенку – еще одна важная черта Монтессори-педагогики. Мы понимаем, что ваш ребенок личность со своими интересами, потребностями, жизненным опытом (пусть пока небольшим) «Не говори плохо» - это значит: не высказывай сомнения в том, что ребенок способен выполнить задание, не навязывай свою точку зрения, не говори, что он неуклюжий, медлительный и т.д.

«ПОКАЗЫВАЙ РЕБЕНКУ МЕСТО КАЖДОГО РАЗВИВАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА И ПРАВИЛЬНЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С НИМ».

Все предметы в  Монтессори-классе мы называем материалами, а не игрушками, и в каждом их них заложена большая развивающая ценность. Иногда ребенок может сам догадаться, как работать с материалом, иногда обращается за помощью к педагогу, который показывает способы работы (проводит презентацию).

Многократно повторяющаяся работа с материалом позволяет запомнить цепочку необходимых действий. Это помогает  развитию внимания, памяти, способности концентрироваться. Обратите внимание, что мы все время говорим, что ребенок работает, а не играет. Но это работа с удовольствием, она ничуть не хуже, чем игра. Ведь, как и в игре, тут важен не результат, а сам процесс.

Первое время некоторым детям трудно привыкнуть к тому, что все материалы после работы нужно приводить в порядок и ставить на место. Это правило работы в Монтессори-классе. Оно необходимо не только для того, чтобы научить ребенка поддерживать порядок в комнате.  Монтессори считала, что порядок вокруг помогает человеку создать порядок в голове.


«УВАЖАЙ РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ ОШИБКУ И СМОЖЕТ СЕЙЧАС ИЛИ ЧУТЬ ПОЗЖЕ ИСПРАВИТЬ ЕЕ, НО НЕМЕДЛЕННО ТВЕРДО ОСТАНАВЛИВАЙ ЛЮБОЕ НЕКОРРЕКТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА И ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ, УГРОЖАЮЩЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ САМОГО РЕБЕНКА, ДРУГИХ ДЕТЕЙ, ЕГО РАЗВИТИЮ».

Что значит: твердо останавливай?» - может возмутиться родитель, который много слышал о том, что в Монтессори-классе полная свобода. Когда мы говорим о свободе, имеется в виду свободная работа (сам выбираешь материал, который нравится, работаешь, сколько считаешь нужным).

Свободная работа совсем не подразумевает вседозволенность. Даже если вы дома никогда не говорите ребенку «нельзя», приготовьтесь к тому, в «Крошке Ру» ваш малыш познакомится  с правилами работы в группе. Это касается не только занятий в Монтессори-классе, общение с другими людьми всегда предполагает некоторые ограничения в поведении.
Кстати, Монтессори педагог тоже не говорит «нельзя»,  а говорит вместо этого «у нас не принято» (драться, бросать материалы на пол и т.д.). Это действует гораздо лучше, чем запреты.


«ВСЕГДА В ОБРАЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ ИСПОЛЬЗУЙ ЛУЧШИЕ МАНЕРЫ И ПРЕДЛАГАЙ ЕМУ ЛУЧШЕЕ В ТЕБЕ И ЛУЧШЕЕ ИЗ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ В ТВОЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ».

Родителей часто удивляет, что Монтессори-педагог общается с малышами слишком по-взрослому: здоровается за руку, всегда оставляет время для ответа ребенка, если задает вопрос, интересуется  мнением ребенка. Мы общаемся с ребенком так, как со взрослым человеком, которого уважаем. И пока еще не было ни одного ребенка, которому бы это не понравилось.

Если вы заглянули в Монтессори-класс и увидели, что все дети сосредоточенно работают, а педагог  молча сидит и смотрит  на них – не удивляйтесь, это значит, что занятие сегодня удалось.

 

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!