20.02.2016

Фестиваль хвостов и


Дошкольником принято считать ребенка 3-7 лет. В этом возрасте у детей происходит активное развитие всех познавательных процессов, одним из которых является мышление.

Мышление – это высшая функция психики, помогающая составить полное представление об объективной реальности и установить связь между объектами и явлениями в этом мире.

_________________________________
Виды мышления и их поэтапное развитие
-----------------------------------------------------

Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:

- наглядно-действенное (до 3 лет);
- наглядно-образное (от 3 до 5 лет);
- словесно-логическое (от 6 до 7 лет).

1. Наглядно-действенная форма

Ребенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное мышление, то есть познание внешних и внутренних свойств предмета происходит через физические манипуляции с ним. Проще говоря, ребенок исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, ломая и опять собирая.

Если малыш сломал машинку, значит, он ее просто изучал. Внешние ее характеристики ему известны, а интерес вызывает скрытое от глаз.

Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного.

2. Наглядно-образная форма мышления

Дошкольникам ближе к 5 годам свойственно не только совершать практические действия с окружающими объектами, но и оперировать их образами и представлениями о них без наличия предметов под рукой.

Характерной чертой этой формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку смоделировать образ и построить его в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.

Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы, машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции. Многие ребята этого возраста могут читать по слогам и решать элементарные примеры по математике. Ставятся практические задачи и ищутся способы их решения. Ребенок уже способен спроектировать примерный результат своей деятельности.

Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется в понимании схематических рисунков и обозначений.

3. Словесно-логическая форма

Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.

________________________________________________
Практические упражнения для развития мышления дошкольников
-----------------------------------------------------------------------------

Родители и воспитатели должны способствовать развитию разных форм мышления у дошколят. Для этого существуют специальные игры и задания.

1. Для наглядно-действенного мышления

Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый).
Лепка из пластилина.
Выкладывание геометрических фигур из спичек.
Работа с ножницами и бумагой.
Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.
Создание поделок из круп и сыпучих материалов.
Рисование пальчиковыми красками.

2. Для наглядно-образного мышления

Прохождение лабиринтов по словесной инструкции.
Рисование и раскрашивание.
Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка.
Ролевые игры.
Задания типа «найди лишний предмет», «составить рассказ по картинке», «соединить 2 части одного предмета».
Собирание пазлов.

3. Для словесно-логического мышления

Головоломки типа кубика Рубика.
Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».
Задания на разделение предметов по группам.
Задания на подсчет букв и звуков в слове.
Дополнение и раскрашивание картинки.
Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
Решение легких примеров по математике.
Нахождение отличий на 2 картинках.

Все приведенные примеры упражнений являются лишь частью их огромного разнообразия. В детских магазинах есть книги с заданиями по возрасту. Достаточно просто купить пару из них и уделять выполнению задач 20-30 минут в день. Главное – не переусердствовать и не утомить ребенка.

Источник: http://mam-sovet.ru/category/deti/razvitie-myshlenija..

Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!