14.09.2016

Раскрывая тайны Монтессори

Мы будем понемногу знакомить вас с основами педагогики Марии Монтессори, потому что эта система настолько непохожа на те занятия, к которым все привыкли, что вызывает массу вопросов у родителей. Иногда родители, не разобравшись в чем дело, начинают настороженно относится к этим «странным» урокам. Поэтому давайте попробуем заранее подготовиться к тому, что может вас удивить в Монтессори-классе в первые дни занятий.

Педагог общается с ребенком как со взрослым. Педагог здоровается с каждым ребенком за руку, называет все предметы в классе не игрушками, а материалами, а действия ребенка с этими материалами называет не игрой, а работой. Это шокирует некоторых родителей, но не детей. Уважительное отношение к выбору ребенка (даже двухлетнего) и к его деятельности помогает создать в классе атмосферу сосредоточенной работы. У ребенка возникает ощущение, что все, что он делает очень-очень важно. Поэтому он будет стараться все делать хорошо и сосредоточенно.

На полках много опасных предметов. Действительно, на доступных для детей полках стоят не игрушки, а те предметы, которые дома редко дают малышам: стеклянные кувшинчики с водой или крупой, пинцеты, ступка и пестик, пипетки и т. д. Ведь это может разбиться или сломаться! Удивительно, но предметы в Монтессори классе бьются очень редко. Дети ценят то, что им позволили проявить самостоятельность, поэтому, когда они несут к столу поднос с кувшинчиками, они очень собраны и сконцентрированы на этом действии. Именно то, что предметы по-настоящему хрупкие способствует развитию чувства ответственности. 

В процессе своей работы с детьми Мария Монтессори выбрала для занятий те предметы, которые больше всего нравились детям, те, которые они чаще выбирали. Оказалось, что это совсем не игрушки, а настоящие взрослые предметы, только «детского» размера. Интересно, что спустя 100 лет вкусы детей не очень изменились. 

Ребенок сам решает, чем ему заниматься. Это основополагающий принцип системы Монтессори. В каждом предмете, стоящем на полке в этом классе заложена большая обучающая ценность, но самое важное, что знания ребенок может получать без помощи взрослого, совершенно самостоятельно. А если ребенок сам выбрал для себя занятие, значит, эти знания для него в данный момент очень важны и он их хорошо усвоит. Свободный выбор – это основа благополучного развития ребенка и очень важный для жизни опыт. 

Дети мало общаются друг с другом. На первый взгляд кажется, что каждый ребенок занимается чем-то своим, ведь все материалы в классе в единственном экземпляре. Зачем тогда ходить на занятия, ведь можно все расставить так же и дома? Но вот возникает ситуация, когда двое детей одновременно хотят взять, например, розовую башню. Как же быть? Башня-то одна. Это ценный социальный опыт, потому что придется или договариваться о совместной работе или набраться терпения и ждать своей очереди. Кроме того, занимаясь своим делом, ребенок, как правило, краем глаза посматривает, что делают другие и иногда может заинтересоваться каким-то материалом, которого до этого не замечал или считал неинтересным в руках другого ребенка. Дома такого эффекта добиться трудно. 

Ребенок долго занимается одним и тем же. Большинство взрослых воспринимает развитие ребенка как механическое накопление знаний, поэтому считает, что чем больше материалов выбрал ребенок за одно занятие, тем лучше. Это не так. Если ребенок работает с материалом, его нельзя прерывать – это еще один из принципов Монтессори. Если ребенок долго работает с одним материалом, значит он научился концентрироваться – это замечательно!

Если же ребенок выбирает постоянно одно и тоже, нужно, прежде всего, разобраться, почему. Может быть, он не уверен в своих силах и боится неудачи в новой деятельности, а может быть, наоборот, ребенку очень нравится именно этот материал, и он находит в нем все новые возможности. И в том, и в другом случае для развития ребенка будет очень полезно, если вы дождетесь момента, когда он сам возьмет что-то другое. 

Педагог очень мало говорит. Наша жизнь обычно организована таким образом, что мы получаем большую часть информации с помощью слуха и зрения. М. Монтессори считала, что когда педагог что-то объясняет и показывает, ребенку трудно одновременно сосредоточится и на слуховых, и на зрительных ощущениях. Поэтому во время презентации педагог мало говорит, но очень четко показывает все действия с материалом. Этот подход способствует не только развитию концентрации, но и утончению работы всех органов чувств: ребенок начинает замечать, что предметы различаются на ощупь, по весу, по температуре. Разнообразие сенсорных ощущений помогает мозгу активно развиваться.

Ребенку приходится выполнять какие-то правила. Некоторые родители видят в этом противоречие: о какой свободе выбора можно говорить, если ребенку нельзя побегать и покричать? Но ведь свобода и вседозволенность это не одно и то же. Правил в Монтессори-классе всего несколько и все они понятны и обоснованы. 
  •  нельзя брать материал, если с ним уже кто-то работает (попробуй договориться о совместной работе, или дождись своей очереди).
  •  нельзя портить материалы (ведь захочется поработать с ними еще раз).
  •  нельзя мешать другим детям работать (крики и беготня мешают, конечно).
  •  работать с материалом нужно за столом или на коврике (прямо на полке неудобно и опасно – можно все уронить).
  •  после работы материал нужно привести в порядок и поставить на полку (так удобнее им пользоваться).

Эти рамки поведения вместе со свободой выбора важны для социального развития ребенка. Нам хочется, чтобы дети росли активными, умели принимать решения и делать выбор, но не нарушали общепринятые нормы поведения. Если ребенок нарушает во время занятия правила, педагог никогда не оценивает его поведения («Ты плохо себя ведешь!»), а говорит о том, что в Монтессори-классе так поступать не принято. 

Иногда первые занятия в Монтессори классе не получаются спокойными, потому что дети (да и родители) еще не привыкли. Но если вы заглянете в окошко Монтессори-класса через месяц, вы увидите, что все сосредоточенно работают за столами или на ковриках в абсолютной тишине. Это значит, что занятие удалось!


Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!