10.10.2016

Когда нужно начинать учить ребенка читать?

Можно начинать учить в любом возрасте, главное правильно выбрать методику. И будем исходить из того, что к школе ребенку уже нужно уметь бегло читать. А нужно ли ему уметь читать, например, в два года?

Технически научить ребенка читать в этом возрасте возможно. Но это умение не должно быть бесполезным для ребенка. Все дети разные, и, если ребенок сам задает вам вопросы о буквах и предпочитает книжки игрушкам, тогда, возможно, его пора учить читать. 

Но важно убедиться, что это действительно желание ребенка, а не только ваши амбиции.

Будет ли что-то упущено в развитии ребенка, если он научится читать в 4 или в 5 лет? Мы считаем, что нет. Более того, к шести годам, как правило, разница между детьми, которые начали читать в три года и в пять - стирается.

То, насколько бегло ребенок читает в первом классе, зависит от многих факторов, но возраст начала обучения не является решающим. Точно так же дети, которые позже начали говорить, нередко к 5- 6 годам становятся более «разговорчивыми», чем их рано заговорившие ровесники.

Но, конечно, как в отношении речевого развития, так и в отношении чтения, бывают случаи трудностей, которые требуют помощи логопеда.
 

Какие бывают методики обучения чтению?

Все многообразие способов обучения чтению можно разделить на три направления. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
 

Читаем целыми словами.

Этот метод заключается в том, что ребенка сразу учат читать целыми словами, минуя изучение букв. Ребенок учится различать и запоминать слова, написанные на карточках, причем он их воспринимает целиком, как картинку. Такой метод еще называется глобальным.

Для лучшего запоминания карточки с написанными словами прикрепляются к разным предметам дома, и родители постоянно обращают на них внимание малыша: вот стол, вот холодильник, вот окно. Постепенно количество знакомых карточек возрастает, их можно включать в различные игры и составлять из них предложения.

У некоторых детей этот момент вызывает затруднения, однако есть дети, у которых это озарение наступает легко и естественно и не создает никаких проблем для дальнейшего обучения (если, конечно, учительница в первом классе не будет просить такого ребенка читать по слогам).

По такому принципу строится система занятий Г. Домана и многие другие методики. Глобальный метод хорошо подходит для занятий с детьми младше трех лет, а также для обучения чтению «левшей».

Минусом этого метода является то, что в какой-то момент ребенок должен сделать самостоятельное открытие: а слова-то, оказывается, состоят из букв! И из одних и тех же букв можно составить разные слова!

Это открытие просто необходимо, ведь невозможно записать на карточках и выучить, как иероглифы,   все существующие слова.
 

Запоминаем слоги или склады.

Что самое сложное в обучении чтению? Обычно самым сложным становится объяснение того, как из букв получаются слоги. Особенно, если бабушка или дедушка уже успели научить ребенка, что вот эта буква называется МЭ, а вот эта ПЭ. Почему же МЭ + А читается, как МА?

Но есть методики, позволяющие обойти эту сложность. Дети, которые занимаются по этим методикам, учат не буквы, а сразу части слов – слоги или склады (методика Н.Зайцева). Дальше из этих частей, как из конструктора, можно собирать слова. Несомненным плюсом такого подхода является то, что ребенок очень быстро осваивает технику чтения.

Такие методики незаменимы также для детей, страдающих нарушениями чтения – дислексией.

Однако при дальнейшем обучении в школе у ребенка могут возникнуть определенные сложности. Он будет показывать очень хорошие результаты в тестах на скорость чтения, но у него, возможно, будут вызывать затруднения фонетические, морфологические разборы слов, задания, связанные с анализом содержания прочитанных текстов.
 

От звука к букве.

Это традиционный метод, который не предполагает молниеносного овладения техникой чтения, но зато подходящий всем без исключения детям и полностью соответствующий структуре русского языка и психологическим особенностям человека.

Учить ребенка читать с помощью этого метода нужно не ранее 4-х лет. Чем старше становится ребенок, тем активнее начинает у него работать левое полушарие головного мозга, возрастает способность к аналитической деятельности.

То есть ребенку проще становится вычленить из потока речи отдельные звуки, а также понять, что буквы существуют для обозначения этих звуков.

Благоприятным фактором является также и то, что в это время у детей начинает возникать интерес к тому, как устроен язык, они начинают экспериментировать со словами.

Поэтому полезно совмещать задания, направленные на обучение чтению, с заданиями для развития речи.

Именно так мы учим читать в "Крошке Ру".
Открыть попап
Заполните обязательные поля!
Ваше сообщение отправлено!