Ольга Дукмасова
Детский психолог, логопед, студия раннего развития "Крошка Ру" Шувалово-Озерки
Наступает время, когда родители начинают задумываться о поступлении своего ребенка в школу. Всем взрослым хочется, чтобы все было хорошо, чтобы Ваш ребенок прекрасно учился, не болел, не уставал, был всегда веселым и жизнерадостным. И для этого вы стараетесь подготовить своего ребенка к школьному обучению. Подготовка к школе - это достаточно длительный и очень волнительный период как для детей, их родителей, так и для педагогов.
Что такое готовность ребенка к школе? Ваш ребенок готов к школе, если у него одинаково развиты пять составляющих школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная, социальная, мотивационная и физиологическая.
Интеллектуальная готовность – соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов (восприятие, представление, внимание, память, мышление).
Эмоционально-волевая готовность , т.е. достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять задание. Ребенок может ставить перед собой цель, завершать начатое дело, решать задачи в несколько этапов, способен к саморегуляции, дисциплине, может от начала и до конца «быть включенным» на уроке, выполнять задания.
Социальная готовность – это готовность ребенка к новой социальной роли ученика, новым формам общения (с одноклассниками, учителями): умение вступать в контакт с детьми и взрослыми, соблюдать дистанцию в общении со взрослыми, играть, соблюдая правила, выполнять задания в группе.
Мотивационная готовность – наличие выраженного интереса к учению, приобретению новых умений, знаний и получению новой информации об окружающем мире. К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем большой спад мотивации у детей. Это уже совсем не то желание, которое было у нас - мы ждали и переживали и бежали, сейчас мы не можем сравнивать и требовать этого от наших детей: другое общество, мир, окружение. И в целом им и так очень интересно и круто без школы. Поэтому этот аспект очень важный, родителям стоит отвести ему большое значение.
Физиологическая готовность к школьному обучению связана с нормами физического развития детей 6-7 летнего возраста и определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др. Также при оценке учитываются состояние нервной системы ребенка, зрения и моторики (особенно мелкой моторики рук), слуха.
Сегодня можно воспользоваться прекрасной возможностью – во многих дошкольных учреждениях проводят диагностику готовности ребенка к школе. Желательно провести такую объективную диагностику не менее чем за 6 месяцев до начала учебного года.
Что такое диагностика готовности к школе и как она проводится? Ребенку предлагается серия тестов, которые позволяют определить уровень готовности к школе по 5 составляющим. Также с ребенком проводится беседа педагогом - психологом, с использованием элементов арт-терапии и песочной терапии. Продолжительность диагностики от 60-120 минут. Затем готовится заключение по результатам тестирования, назначается дополнительная встреча с родителями, на которой психолог представит результаты тестов, подскажет на что стоит обратить внимание, обязательно даст практические советы и рекомендации.
Такую диагностику Вы сможете пройти в центрах раннего развития Крошка Ру. Методистами разработаны программы по подготовке детей к школе, также есть специалисты, которые могут заниматься индивидуально с Вашим ребенком.
Какие занятия мы предлагаем?
Несколько советов родителям наших будущих первоклашек от детского психолога Ольги Дукмасовой:
Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
Не торопите! Умение рассчитывать время- ваша задача. Если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет;
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придется много поработать;
Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: "Смотри, не балуйся!", "Чтоб сегодня не было плохих отметок!". Пожелайте ему удачи- у него впереди трудный день;
Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?";
Встречайте ребенка спокойно. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится, потом сам все расскажет;
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать "взбучку";
Постарайтесь, чтобы разговор с учителем происходил без ребенка;
После школы не торопитесь садиться за уроки. Необходимо 1,5-2 часа отдыха (в 1-м классе-1час сна);
Лучшее время приготовления уроков с 15-18 часов. Занятия вечерами бесполезны;
Не заставляйте ребенка делать уроки в один присест. 20 минут работаем, 10 минут отдыхаем.
В общении с ребенком старайтесь избегать различных условий: "Если ты сделаешь..., то .." Обучение должно быть осознанным.
Нужно помнить, что основная задача начального обучения- научить детей учиться. И в этом им требуется помощь взрослого- родителя и учителя.
Желаем успехов Вам и Вашим первоклашкам!